Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 ноября 2000

ПОПРАВКА ДЛЯ КИЛЛЕРА

ПОПРАВКА ДЛЯ КИЛЛЕРА (Новый сюжет про старый бюджет)
47(364)
Date: 21-11-2000
Структура расходов федерального бюджета на капитальное строительство была "скорректирована". Минфином. В обход Госдумы, но с учетом мнения отдельных депутатов. Ну и что? А то, что в куда более спокойных странах, чем наша, капитальное строительство является вотчиной мафии и непаханым полем для коррупции. У нас же, где даже производство детского питания вызывает разборки со стрельбой, капстроительство взяли да и "расписали" в порядке междусобойчика.
Но по порядку. Существует статья в бюджете под федеральные целевые и федеральные же инвестиционные программы. Как правило, это и есть капитальное строительство, то самое, криминально-неустойчивое. В строительстве всегда и везде высока доля плохоучитываемых работ, выполняемых за наличные деньги. В строительных компаниях Франции и Италии, например, до половины средней сметной стоимости, мягко говоря, приватизируется. Именно поэтому старые мафиозные кланы Сицилии так любят инвестировать в строительство.
Россия — не Сицилия. Их жалкие 50 процентов тесны для русской души. На какой доле остановится птица-тройка? А никто точно не знает. Бывает, что и 100 процентов маловато будет. Вот, например, "Строительство защитных сооружений в г. Санкт-Петербурге". Запрошено 120 миллионов рублей. Видимо, имеется в виду печально знаменитая "Дамба", защищающая град Петров от наводнений. Ясно и то, что на запрошенную сумму столь масштабного гидротехнического сооружения не воздвигнуть. Но щедрый Минфин накидывает еще 50. И все туда же, в эту... в дамбу.
Вообще, ленинградские объекты явно находятся в фаворе. Даже там, где депутаты ничего не требуют, Минфин за подписью Кудрина щедро наделяет земляков всякими благами, хотя Минфин это формально еще не питерское землячество и радеть должен за всю Расею. Процентов 10 объектов, Питер и его окрестности, причем и самый дорогостоящий из всех — реконструктция Кировско-Выборгской ветки метро, расходы на которую с 500 миллионов подняты сразу до 1 миллиарда 250 миллионов.
Надо сказать, что в бюджете Государственной думой оказались изысканы 2 миллиарда дополнительных средств, да еще столько же (а всего, стало быть, 4 миллиарда) "нашел" Минфин. Обычная практика такова: собирается депутатская коммиссия в присутствии приглашенных, прессы, телекамер — и происходит "утрясывание" расходных статей. При таком варианте коррупция и лоббизм блокируются гласностью и открытостью процесса. А поводов "погреть руки" немало: любой хозяйствующий субъект в глубинке, получив бюджетные деньги сверх ожидаемых просто долгом своим почтет "откатить" 10-15 процентов тому, кто его наделил нежданными, по сути, деньгами.
Депутат всегда немного лоббист, разумеется, в хорошем смысле этого слова. Он лоббирует интересы избирателей, территорий. Иногда, правда, некоторые избиратели ему оказываются ближе прочих. Именно снизу, от депутатов, идет постатейная раскладка общей суммы. Да и откуда Минфину знать, что в г.Любим Ярославской области дозарезу нужен дом для ветеранов войны и труда? Эта информация идет от депутата, снизу. Он же предлагает и примерный объем расходов по осуществлению той или иной программы. А Минфин лишь согласовывает, соразмеряет аппатиты регионов с возможностями государственной казны. Это в норме.
В нашем случае не успели депутаты собраться на усушку-утруску, как к ним из Минфина за подписью Кудрина пришла готовая постатейная раскладка. Просто диву даешься, до чего в Министерстве финансов глубоко проникают в глубинные интересы российских регионов (пока без кавычек).
Так, смета на реконструкцию Большого театра, вызвавшая возмущение в профильном комитете Госдумы многократно завышенными суммами, а затем ставшая поводом для фельетонов, по мнению Минфина, требует увеличения еще на 50 миллионов рублей. А заодно "накинули" и Мариинскому театру 30 "лимонов". Видимо, памятуя, что новое хозяйственное руководство Большого еще не до конца перекочевало из Мариинки и может осваивать смету с двух рук, по-македонски.
Естественно, на гласное обсуждение такой склизкий вопрос выносить было бы безумием. Поэтому секвестру подверглась гласность. Но вот что любопытно. Поправки Минфина удивительно напоминают поправки, вносимые отдельными депутатами. Отдельными, но отнюдь не всеми. Так, будто министерство финансов оказалось весьма отзывчиво к одним и абсолютно глухо к другим. И поскольку трудно поверить, что Минфин был в состоянии проанализировать и сравнить сами проекты, — это очень узкие, как правило, строго региональные вопросы вроде расчистки русла реки Хопер в ряде районов Саратовской области (удивительным образом совпадающих с одним из избирательных округов) — следует предположить, что конкурс шел не между проектами, а промеж депутатами.
Так кто ж Минфину всех милее? Почему-то очень много в списке депутатов, кому благоволит правительство, членов объединения "Регионы России", хотя немало и "Народных депутатов", и "Медведей". Есть и другие фракции, но куда скромнее представлены. И как представлены?
Например, 13 депутатов, в основном от КПРФ (во главе с Жоресом Алферовым), а также от ОВР и "Яблока", просят снять 1 миллиард 100 миллионов со строительства дома для депутатов. Эту просьбу Минфин охотно выполняет. Зато депутат Швыряев из "Регионов России" выбил прибавок на десятки миллионов аж для 12 объектов в Читинской области. "Народный депутат" Аксаков "выбил" на три объекта 10 миллионов, а его коллега по фракции Гальченко добыл 17 миллионов на Сергиево-Посадский музей. Госпожа Зиятдинова из "Регионов России" убедила добавить 18 миллионов на "реконструкицю станции очистки воды 3-го водоподъема и системы водоснабжения г.Нижнекамска", что уже настораживает невнятностью — куда-куда, на что-на что?
Остается только радоваться прогрессу. Еще недавно по Думе шныряли мутные личности с наличными баксами, пытаясь перед самым голосованием склонить на свою сторону нестойкие души народных избранников. Теперь работа с депутатами ведется централизованно, через бюджет. И координируется Минфином.
Николай ДЕНИСОВ

1.0x