Author: Николай Сапожников
СУБЪЕКТЫ НА СТАРТЕ (Провинция выбирает умом)
42(359)
Date: 17-10-2000
ОТКРЫЛСЯ новый политический сезон в субъектах Федерации. Открылся 15 октября президентскими выборами в Удмуртии.
Они, с одной стороны, выглядели весьма особенными, с другой — в них отчетливо проявилось типичное — то, что будет повторяться на выборах глав исполнительной власти в других регионах России.
Удмуртская Республика до сих пор была республикой парламентской. Шесть последних лет ее пытались сделать президентской, и шесть лет это не удавалось.
Мы, коммунисты Удмуртии, отстаивали парламентскую форму республики: подлинная подконтрольность исполнительной власти власти законодательной — норма настоящей, а не мнимой демократии. Наши доводы все эти годы принимались во внимание. Но переход к президентству в Удмуртии все-таки состоялся. Против них сработал федеральный закон о системе органов власти в регионах, где исполнительной власти отводится более значительная роль, чем власти законодательной. Против нас сыграла и пропаганда, основанная на сравнении уровней жизни в Удмуртии и у наших соседей в Татарстане и Башкортостане: вот, посмотрите, в этих двух республиках давно ввели президентство и там лучше живут.
Татаро-башкирский вариант власти основан на национализме и выторговывании на нем льгот от Центра, за счет которых и повышается уровень жизни.
Это многим понятно. Но пример-то заразителен. И голый прогматизм у нас взял верх. На референдуме в марте были приняты поправки в Конституцию Удмуртии, а летом появились законы о президенте и о выборах президента.
Мы до самого конца отстаивали идею парламентской республики и, соответственно, не занимались раскруткой нашего кандидата в президенты. Хотя таковой у нас был — это Вячеслав Николаевич Ануфриев.
Он член КПРФ, ему 54 года, его авторитет в республике достаточно высок.
В свое время Ануфриев возглавил разгромленное госпредприятие "Удмуртпродконтракт", быстро навел на нем порядок и превратил в успешно работающее предприятие с 3 тысячами работающих в 18 структурных подразделениях по всей республике.
За две недели мы собрали в поддержку Ануфриева 38 тысяч подписей. Но на его избирательную кампанию оставался лишь месяц с небольшим. И это при всем том, что основные претенденты стартовали в негласной президентской гонке давным-давно. Поэтому Ануфриев, по согласованию с бюро обкома, принял решение о снятии своей кандидатуры.
Таким образом, народно-патриотические силы Удмуртии, имея неплохие возможности для борьбы за высший пост в республике, выбыли из нее из-за временного фактора. В этом особенность удмуртских выборов. А что в них типичного?
Когда мы решали, кому из оставшихся кандидатов в президенты отдать предпочтение, то исходили из следующего: нам ближе тот, кто более всех неприемлем для наших политических противников. А все удмуртские демократы выступают против председателя Госсовета Александра Волкова.
И мы поддержали его. Таким же принципом, на мой взгляд, будут руководствоваться народно-патриотические организации и в других субъектах Федерации.
Типичным для выборов в провинции будет вмешательство в их ход столичных финансово-политических группировок. Как и было у нас. Заметим: трое кандидатов в президенты Удмуртии занимали высшие посты в республике. Александр Волков — председатель Госсовета, Павел Вершинин — его первый заместитель, Николай Ганза — председатель правительства.
Почему они не договорились о распределении ролей, а вступили в борьбу, сопровождавшуюся даже скандальными разбирательствами в Центризбиркоме?
Вершинин и был рекомендован в замы Волкова самим Волковым. Рекомендован как представитель титульной нации. За ним стоит удмуртское национальное движение, которому захотелось поиграть мускулами.
С Вершининым все ясно. Николай же Ганза был выдвинут Волковым в председатели правительства по просьбе директорского корпуса республики. Выдвинут как чистый хозяйственный управленец. А потом он вдруг полез в политику. С чего бы?
Ганза явно был ангажирован “Союзом правых сил” и "Яблоком". Они обеспечили ему паблисити через столичную демократическую прессу, они дали ему политтехнологов для организации кампании.
Пропагандистский удар не принес желаемого результата. Ганза проиграл не только Волкову, но и Вершинину.
Волков же победил потому, что под его руководством в республике идет устойчивый рост промышленного производства и осуществляются меры по социальной защите населения.
Успех в избирательной кампании сегодня в первую очередь определяет личность с ее делами и поступками, а не пальба пропаганды.
Николай Сапожников, депутат Госдумы, секретарь Удмуртского обкома КПРФ
1.0x