Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 октября 2000

Сергей Глотов, директор Института прав человека

Author: Сергей Глотов, директор Института прав человека

40 (357)
Date: 03–10–2000
НА ВЫБОРАХ В ЮГОСЛАВИЮ я и двое моих товарищей из Российского общенародного союза — Сергей Шашурин и Зигмунд Станкевич — были приглашены Соцпартией Сербии. То есть мы являлись партийной делегацией и имели статус официальных наблюдателей. В качестве таковых нам удалось побывать на нескольких избирательных участках в Белграде и городе Сомборо — на границе Сербии с Венгрией и Хорватией. Каков наш вывод?
С точки зрения организации выборов они были свободными и честными. Никто не мешал и ничто не мешало гражданам проявить свое волеизъявление и высказаться как по списку кандидатов в президенты, так и по спискам кандидатов в депутаты в местные органы власти и в союзный парламент. В состав избирательных комиссий входили, как и положено, представители самых разных партий, и потому фальсификация результатов исключалась.
Повторяю: минувшие выборы в Югославии были свободными и честными. Но только с точки зрения их организации. Атмосфера же вокруг выборов была атмосферой неприкрытого шантажа на принципах кнута и пряника.
У берегов югославской провинции Черногории палили пушки более десяти военных кораблей США — шли так называемые американо-хорватские учения. А целью их было — запугать граждан Югославии, которые участвуют в выборах, ибо под залпы учений пресса стран НАТО внушала этим гражданам: нас не устраивает президент Милошевич, его победу мы не признаем ни в коем случае.
А что это все могло означать, как не угрозу новой войны?
Город Сомборо, который мы посетили, в минувшем году США и их союзники бомбили 31 день. Там разрушено или повреждено 13 школ, 700 частных домов, 10 крупных предприятий и 2 моста.
А теперь представим себе настроение избирателя из Сомборо: я проголосую за Милошевича, который вызывает у меня доверие, но мне после того вновь предстоит жить под ракетно-бомбовыми ударами.
Натовский кнут на югославских выборах работал вовсю. Но работал и пряник. Всем моим собеседникам в Белграде хорошо было известно, что США выделили серьезные суммы на финансирование избирательной кампании оппозиции. Сами представители оппозиции, похоже, это уже не скрывали — и, не скупясь, тратили на свою агитацию. Их транспаранты выглядели гораздо роскошнее, чем транспаранты партии власти.
Крутое промывание мозгов шло не только через югославские, но и через западные СМИ, которые, скажем, в Белграде, доступны едва ли не всем. В случае поражения Милошевича югославскому народу обещались через эти СМИ горы золотые: не только экономическая блокада будет снята, но и финансово-техническая помощь со всех сторон пойдет.
Раскололи ли выборы югославское общество?
На стороне Милошевича остались трезвомыслящие люди, которым очевидно: НАТО бомбило Югославию не ради того, чтобы свергнуть якобы диктаторский режим Милошевича. НАТО не устраивает независимое югославское государство, НАТО не устраивает решимость сербского народа отстаивать свои национальные интересы. А Милошевич не устраивает НАТО, потому что он олицетворяет собой неугодную США и их союзникам политику.
Против Милошевича на выборах голосовали люди, уставшие от многолетнего давления Запада, люди, напуганные войной и разрухой, люди молодые, соблазненные посулами натовской пропаганды о включении Югославии в потребительский западный рай.
Но я бы не сказал, что вся югославская молодежь находится в оппозиции Милошевичу. На массовом митинге, который шел в центре Белграда в ночь после голосования, я видел большую группу молодежи с символикой Социалистической партии. От молодежи с демократическими лозунгами эту группу отделял ОМОН. Но ситуация не была накалена и молодые не горели желанием подраться.
Я думаю, что, несмотря на все старания НАТО, расколоть Югославию в настоящий момент не удастся. Но если во втором туре победит Коштуница, то могут произойти события непредсказуемые.
При своих демократических ярлыках Коштуница — политик национально ориентированный. Стало быть, ни на какую серьезную поддержку Запада ему рассчитывать не приходится. А со своей командой профессиональных крикунов удержать страну, опираясь только на ее собственные силы, он вряд ли сумеет. И потому может наступить хаос, чреватый гражданской войной.
Вмешательство Запада в политику суверенной Югославии поставило братский нам сербский народ в тяжелое положение.
И очень досадно, что в период выборов в Югославии не услышали голоса государства Российского. Создавалось впечатление, что Кремлю наплевать и на исход выборов, и на то, что этими выборами пытается управлять НАТО.
Наша власть в очередной раз умыла руки, продемонстрировав слабость и отсутствие политической воли.
1.0x