Author: Генерал-полковник Валерий Беляев:
38 (355)
Date: 19–09–2000
Физико-географическое и геополитическое положение России (площадь 17 с лишним тыс. кв. км, население более 148 млн. чел., государственная граница с более десятками стран Ближнего и Дальнего зарубежья, наличие юридически неопределенных границ с рядами стран, а значит, и возможные территориальные притязания), бывший статус сверхдержавы должны заставлять высшее военно-политическое руководство страны взвешенно и адекватно оценивать, планировать и претворять в жизнь вопросы обороноспособности России.
В этом плане представляется целесообразным обратить внимание на следующие аспекты.
Наличие на территории России, вблизи границ, а также в районах Европы, Азии, Ближнего и Среднего Востока непрекращающихся локальных конфликтов на религиозной, межнациональной и этнической почвах (в феврале 1988 г. по настоящее время их было более 30).
Россия в силу сложившихся исторических традиций всегда оказывала решающее влияние на расстановку сил в мире и сохраняла гарантированную национальную безопасность страны. В настоящих реальных условиях гарантом решения указанных задач является наличие современных, боеспособных сил ядерного сдерживания (Ракетные войска СН, Дальняя авиация и подводный флот). Безусловно, надежная система Противовоздушной обороны страны.
В современных условиях остро стоит вопрос участия России в миротворческой деятельности в операциях ООН («Партнерство во имя мира», НАТО и других). Это предполагает постоянно иметь наготове боеспособный воинский контингент. Только сейчас эти задачи выполняют около 10 тыс. военнослужащих ВС РФ (Босния, Косово, Приднестровье, Абхазия, Таджикистан). Безусловно, в дальнейшем эти задачи будут возрастать.
Обороноспособность страны зависит от состояния мобилизационной готовности. Одним из элементов ее является наличие в стране личного состава, прошедшего воинскую службу и регулярно проходящего мобилизационные сборы. На мой взгляд, это в настоящее время основные аспекты, определяющие численный состав ВС РФ.
Безусловно, в настоящих условиях решающее значение имеет экономический фактор. В этой связи непонятно почему процент от валового внутреннего продукта на оборону страны (НИОКР, оперативная и боевая подготовка, содержание армии) за последнее время резко снизился. (По данным печати, с 3, 5 до 2, 6.)
Социальная проблема сокращения ВС на 350 тыс. чел. (в среднем каждый 4–5 военнослужащий — офицер или прапорщик) повлечет за собой социальный взрыв в обществе (отсутствие жилья, задержки по различным выплатам и т. д.).
России сейчас нужна профессиональная, оснащенная современным вооружением, военной техникой и обученная армия. Известный военный деятель сказал: “Если страна не хочет кормить свою армию, она будет кормить чужую«.
В этой связи возникает законный вопрос: неужели в нашей стране нет настоящих интеллектуальных сил, способных реально и всесторонне оценить расстановку сил и положение в мире сейчас и на перспективу, разработать концепцию национальной безопасности страны и военную доктрину, выдать предложение по военной реформе, боевому составу Вооруженных Сил, оснащению их современным вооружением и военной техникой, совершенствованию оперативной и боевой подготовки.
Поэтому все разговоры о сокращении сегодняшних Вооруженных сил России есть ничто иное, как безответственный авантюризм. Если президент и правительство решатся на этот шаг, то это обернется полным развалом нашей армии.
1.0x