Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 сентября 2000

КАК УГОНЯЮТ ПАРОХОДЫ...

КАК УГОНЯЮТ ПАРОХОДЫ...
36(353)
Date: 05-09-2000
В деловых кругах Нижнего Новгорода новость номер один — внезапный острый приступ скромности у губернаторского зятя Ильи Савельева. Этот блистательный молодой человек по собственной воле вдруг отказался от двух "мерседесов" с охраной, прежде сопровождавших каждое его телодвижение. И ездит теперь в одной автомашине с охранником — словно какой-нибудь простой вице-губернатор. Правда, от "чартерного" Як-40 для оттяжек в Москве (оплачиваемого, естественно, не из собственного кармана) отказываться и не думает. Но требовать от него еще и этой жертвы было бы просто бесчеловечно. Даже с учетом того, что неумолимо приближаются очередные губернаторские выборы, где его тестю важен будет каждый "консолидированный" (из любых источников) доллар.
В то, что губернаторский зять встал на путь "окончательного исправления и деятельного раскаяния", мешает поверить хотя бы то, что новенькие "мерседесы", похожие на те, на которых ездил г-н Савельев, оказались подаренными налоговой полиции и другим местным "органам". Совершенно понятно, что рядовые инспектора на "мерсах" ездить по рабочей надобности не будут. Подарок "с барского плеча" — "конфетка" их начальству за лояльное поведение, особенно необходимое сейчас, когда срочно собираются деньги на выборы. И не всегда удается в этой героической работе оставаться в рамках закона и даже просто приличий. Торопливая "раздача баварских слонов" тем более загадочна, поскольку семья губернатора по сей день, если верить слухам, не расплатилась с магазинами "Интермода", где в разное время вроде бы набрала шмоток ни много ни мало — на 70 тысяч долларов.
Любознательная общественность области не могла не отметить, что очередной день рождения жены — губернаторской дочки! — Илья пышно отпраздновал в бывшем Доме культуры речников, только-только превращенном в казино-бар "Русский лев". И по правую руку от г-на Савельева на этом торжестве сидел г-н Коровкин, хозяин фирмы "Актив" — главного торговца продукцией Горьковского автозавода и крупнейшего частного акционера ГАЗа. (Утверждают, будто бы во время прошлых выборов, приведших в нижегородский Кремль Ивана Петровича Склярова, именно г-н Коровкин обеспечил "пожертвования" автозавода в избирательный "общак".) Крутая гулянка увенчалась катанием на теплоходе, после чего супруга выдающегося финансиста с дочерью отправилась в Ниццу, где супруг арендует особняк. Оксане Ивановне нужно капитально полечить нервную систему. Что-то уж больно часто громко они с Ильей стали обмениваться любезностями! А Илье так нужно беречь нервы для будущих избирательных битв! Кому, кроме него, можно доверить столь деликатное дело, как сбор денег на выборы?!
Скорее всего, с предвыборными заботами и связано торопливое превращение г-на Савельева, прежде собиравшего деньги в основном с торговли топливом, водкой и с "Автодора", в члена Совета директоров Волго-Вятского речного пароходства. Из компании "ЛУКОЙЛ-Нижний Новгород", где он все последние годы был "заместителем директора по всем вопросам", Илья уволился задним числом. Некоторые даже считают — "сбежал". Мол, у главы ЛУКОЙЛА Вагита Алекперова такая прочная аллергия на губернатора Ивана Склярова, что ловить в ЛУКОЙЛе зятю больше нечего. А "бабки" на выборы нужны срочно. Губернаторская свита убедила "хозяина", что его "проходной балл" сегодня никак не меньше десяти миллионов долларов. А уж когда будут эти деньги — кого хочешь можно убедить, что Скляров давно бы обеспечил каждому обывателю "небо в алмазах", да мешают бедолаге всякие там "кудрявые некоренной национальности", которых впору пожечь хоть в микроволновой печке.
Чем ближе выборы, тем чаще и демонстративней губернатор в своих высказываниях юродствует, напоминая незабвенного В.С.Черномырдина периода его премьерства. Очевидно, рассчитывает на полное "прощение грехов" в случае вынужденного расставания с властью... И уже немало обывателей Нижнего увлечены коллекционированием видеозаписей с очередными перлами губернатора, слетевшими в народ с телеэкрана.
"У нас по зданию перегрузка начинается по людям. Слишком много в одном месте руководителей!" "Если бы я объявил выборы пораньше — столько бы денег высыпали! Нам бы в золоте ходить!" "Принес самовар — докажи, что тебе его бабка подарила!"
А волжские "флотоводцы" в последние годы много и шумно говорят о долгах пароходства, которые ну никак нельзя не заплатить. Во имя уплаты "долга чести" они не придумали ничего умнее, чем регулярно распродавать корабли. Министерство транспорта регулярно возмущается подобному "гениальному решению", напоминая, что у России на ближайшую пятилетку нет денег для нового судостроения. И как бы в результате основная водная магистраль не осталась бы вообще без кораблей?! В феврале Волго-Вятская транспортная прокуратура возбуждала уголовное дело по факту приватизации, отчуждения и продажи 55 кораблей пароходства. (У крупнейшего пароходства России еще осталось примерно 130 "плавучих единиц", из которых 80 кораблей типа "река-море" трудятся по контрактам за границей, а остальные, если еще способны передвигаться,— катают туристов и перевозят грузы внутри страны). При продаже за каждый жизнеспособный корабль можно выручить миллион-полтора долларов. И даже то, что годится лишь на металлолом, принесет при надежном нейтралитете властей очень неплохую "зелень".) Но дело было закрыто "за отсутствием состава преступления". И лишь на днях МВД РФ предложило транспортной прокуратуре вновь вернуться к фокусам "флотоводцев" с федеральной собственностью. Не только потому, что постановлением правительства РФ Волжское пароходство отнесено к числу акционерных обществ, производящих товары и услуги, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности России. Счетная палата капитально проверила "флотоводцев" и нашла, что прокуроры в феврале поторопились с выводами о будто бы соответствии происходящего вокруг пароходства действующему законодательству.
Но зря у нас, что ли, теперь "народный капитализм"?! Господа-акционеры оставили пароходству лишь функцию выдачи зарплаты, а все управление кораблями и финансовыми потоками передали дочерним компаниям, зарегистрированным, естественно, в оффшорной зоне. Кстати, и основные кредиторы пароходства — "западные оффшорные компании", принадлежащие непонятно кому. Правда, если вспомнить, как нижегородский завод Цветмет, перерабатывающий лом всей Центральной России, вдруг оказался собственностью фирмы, зарегистрированной на Виргинских островах братьями Копыловыми, то попытка угона кораблей за бугор оказывается совсем не оригинальной.
(Злые языки утверждают, что к помощи могучего интеллекта старшего из братьев Копыловых 27-летний губернаторский зять прибегает чуть не ежедневно и регулярно парится с ним в сауне рядом с городским авторынком.)
Поначалу даже губернатор возмутился развитием дел в пароходстве. И, как истинный "отец области", даже отправил туда контролеров. Его негодование усиливалось еще и воспоминанием, как "водоплавающие" в свое время не пожелали пристроить на хлебную руководящую должность бывшего заместителя Склярова по нижегородской мэрии. Экс-зам проиграл выборы мэра и болтался без дела и достойного прокормления. "Водоплавающие" быстро сообразили, что при таком раскладе легко можно сесть. И надолго.
Может быть, потому они вошли в контакт с Ильей: попросили поговорить с тестем, чтоб тот поутих. Мол, они провернут очень выгодную операцию и поделятся с губернаторской семьей. Дадут денег на выборы! Предложение оказалось очень своевременным, так как руководители других предприятий очень неохотно стали раскошеливаться "на Склярова" с появлением в Нижнем представителя президента г-на Кириенко. Почему так — можно только догадываться, но факт остается фактом. Впрочем, как и другой факт: едва "пароходчики" нашли общий язык с губернаторским зятем, претензии губернских чиновников к ним резко сошли на нет. Разве не интересно?
Михаил КАЗАКОВ
1.0x