Авторский блог Редакция Завтра 03:00 17 июля 2000

ИМПЕРАТОР ЧУМА

ИМПЕРАТОР ЧУМА
29(346)
Date: 18-07-2000
"...Страшная мистерия Хаоса обнаружит и проявит иной полюс, противостоящий как "богине Разума", так и "богам Безумия" — сакральный полюс Вечности".
Павел Крусанов, "Укус ангела".
Издательство "Амфора", С.-Петербург, 2000 г.

Место действия — Россия. Время действия — Обреченность. Того, что принято называть Современным Миром. Великая хищная страна, неудержимо расширяясь, разбегаясь, совершает свой последний прыжок. Ничто и никто не противостоит более смертельному полету, и Империя уходит в свет, прихватив с собой проснувшееся для такого случая ошалевшее человечество. Стартует, как космический корабль, — в Вечность.
Только в России снятся такие неполиткорректные сны, рождаются такие страшные надежды...
"...русское, традиционно-эсхатологическое сознание, а также сознание любого человека, осмелившегося постичь хаос, помимо страха, ощущает и нечто радостное в приближении Господина Хаоса". "Укус ангела".
Или: "Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья..." И дальше — о чуме. Это Пушкин.
У Крусанова Чума — имя последнего Императора.
Тридцатилетний воин Блеска, русский (это многое объясняет), Император Иван Чума спокойной рукой героя направляет Мир в Небытие, и Мир гибнет, как раненый самолет Гастелло, для грядущей победы, для Воскресения. И никаких поблажек. Никаких бледных, псевдоспасительных идей вроде "устойчивого развития", "многополярности" и т. д.
Новое рождается смертью Старого.
Так зачат Император Иван Чума, отец которого умирает, рождая жизнь, на самой вершине любви, так творится новый мир самим Иваном Чумой, в экстазе и славе последней Победы. Павла Крусанова обязательно упрекнут в ницшеанстве, есть такое ветхое ругательство. А ведь ницшеанство — это болезнь сердца, прежде всего свидетельствующая о том, что сердце есть. Но что может быть страшней для пресной, глуповатой цивилизации, до последнего дня своего обреченной цепляться за угасающий рассудок.
Книга "Укус ангела" — учебник истории для тех, кому лень запоминать даты свершений, кто верит — все свершения впереди. Кстати, наиболее жалкого персонажа романа зовут Феликс — редкое имя, и на память приходит Феликс Юсупов, оксфордский гомосексуалист, пьяница и неудавшийся убийца. Насыщенность такого рода аллюзиями придает роману характер гипертекста и пророчества, что почти одно и то же.
Петербуржец Павел Крусанов не случайно увидел картину конца времен в таких величественных тонах, это столица Империи Петра, воина и плотника, человека огромного роста, нашептывает запрещенные в маленьком мире слова.
Что же еще... Роман вышел в отличной серии "Новый век" и уже стал интеллектуальным бестселлером, он стремительно исчезает с магазинных полок, интервью с Павлом Крусановым скоро появится в модных журнала и на ТВ... Что же еще... Ах, да "...на свет являются только те боги, которым молятся". Павел Крусанов "Укус ангела".
Анна КУЗНЕЦОВА
1.0x