СМЕЩЕНИЕ ЦЕЛИ
28(345)
Date: 11-07-2000
О расколе Движения в поддержку армии было написано уже немало. На состоявшемся недавно съезде из ДПА вышла активная часть военного крыла. Сегодня по этому вопросу мы предоставляем слово председателю Всероссийского офицерского собрания генерал-полковнику Владиславу АЧалову.
— Итак, Владислав Алексеевич, что же произошло на съезде ДПА? Кто-то называл это расколом. Иные поспешили обвинить вас чуть ли не в "предательстве". Но как вы сами оцениваете все происшедшее?
— Даже странно читать оценки наших оппонентов того, что произошло на съезде. "Предательство", "раскол", "уход". Я бы свой ответ хотел начать с того, что, готовясь к съезду, мы ни в коем случае не планировали и не допускали мысли о своем уходе. К этому нас обязывала и профессиональная привычка к дисциплине. К тому же верность светлой памяти нашего боевого товарища, генерала Льва Рохлина, создавшего ДПА, и сами цели, во имя которых ДПА было создано, — все это не оставляло в нас никаких сомнений на тему нашего будущего в ДПА. Мы готовились к съезду и готовились продолжать свою работу. Но уже накануне съезда, на заседании Координационного совета, а затем и на самом съезде, его организаторы во главе с Виктором Илюхиным фактически выставили нас за дверь. Ни один наш представитель, а ведь в рядах ДПА сегодня большинство сторонников именно наших, армейских организаций — Комитета ветеранов Вооруженных Сил, Всероссийского офицерского собрания, Союза офицеров не был включен не только в обновленное руководство ДПА, но и даже в президиум съезда. Нас просто взяли и "выключили". Конечно, мириться с таким положением мы не могли. Мы расценили это как заранее спланированный раскол ДПА.
— Но почему столь странно повели себя ваши вчерашние товарищи?
— Причина проста. Это полный кризис, в котором оказалось Движение в поддержку армии под руководством его сегодняшнего руководителя Виктора Илюхина. Полный провал на выборах, а ДПА набрало всего лишь 0,58 %, свидетельствует о том, что Движение находится в состоянии глубокого спада. И причина его почти в полной смене его руководством целей и задач, стоявших перед ДПА при его создании.
Напомню, ДПА, которое создавалось усилиями многих талантливых и ярких лидеров и в первую очередь генералом Львом Рохлиным, было изначально нацелено на помощь прежде всего военным, как одной из наименее защищенных социальных групп современного российского общества. Это было его основной целью. Потому Движение так и называлось — "В поддержку армии и оборонной промышленности". И при его первом председателе Льве Рохлине ДПА, отстаивая эти свои цели, стало одним из самых влиятельных и популярных политических движений. Но новый председатель ДПА Виктор Илюхин так и не смог найти общий язык с военными. Армейцев он не понимал и сторонился. Под его руководством ДПА из Движения в поддержку армии все больше становилось обычной мелкой протестной политической организацией, обслуживающей своего лидера. Отсюда и результат — полный провал на выборах. По нашему анализу сам Илюхин, судя по всему, этот результат вполне предполагал. Иначе с чего бы это все основные ресурсы ДПА были брошены исключительно на предвыборную кампанию самого Виктора Ивановича. Более того, доходило до абсурда. Я сам был выдвинут ДПА кандидатом в депутаты по одному из избирательных округов Тульской области. Просил Виктора Ивановича приехать, помочь авторитетом и опытом. Илюхин приехал, но не для того, чтобы помочь мне, а начальнику УВД области, который не то что к ДПА, но и вообще к оппозиции никакого отношения не имел. Более того, в Москве Илюхин подписывает листовку с призывом голосовать за генерала Попковича, одного из соперников ДПА на выборах.
А как оценивать тот факт, что за все время предвыборной агитации председатель ДПА фактически ни разу не выступил перед военными избирателями? Фактически Виктор Иванович просто отстранился от работы с армией, с военными. Как после всего этого ДПА могло победить на выборах?
Не раз и не два пытались мы говорить с Илюхиным. Мне кажется, именно эта наша принципиальность, нежелание угодничать, щелкать каблуками более всего Илюхину и не нравилась. Он окружил себя людьми, которые стали просто исполнителями его воли.
На съезде же был подготовлен документ, который вообще ставил крест на том ДПА, которое было создано Львом Рохлиным. В новых целях и задачах ДПА больше не было защиты интересов и прав военнослужащих, а лишь голое политиканство, как, например, "стремление" к изменению Конституции и ликвидации поста президента, и тому подобное. Какое это имеет отношение к защите интересов армии? Никакого. Об этом мы открыто заявили.
— Но почему так произошло? Почему столь мощный ресурс, которым обладало ДПА еще полтора года назад, к выборам был фактически исчерпан до нуля? Почему Движение фактически оказалось на грани полного краха?
— После трагической гибели Льва Рохлина мы обсуждали кандидатуру нового председателя. И фактически единодушно сошлись на том, что Движение должен возглавить военный, генерал. Кандидатур было несколько. И сегодня нет смысла всех их перечислять. Но буквально в ночь перед голосованием группа сторонников Илюхина провела "необходимую" работу, и когда утром мы пришли на внеочередной съезд, оказалось, что дело было сделано. У нас не было опыта интриганства и мы не стали возражать, считая, что главное — это работа. Тем более что Илюхин был главой думского Комитета по безопасности, что будет способствовать работе. Последнее было едва ли не основным. Хотелось верить, что Виктор Иванович с энтузиазмом возьмется за новую работу. Но очень скоро стало ясно, что Илюхин видел ДПА совершенно иначе. Для него ДПА было лишь инструментом в устройстве его собственной карьеры. Поэтому работа региональных организаций была направлена на безоговорочную поддержку всех действий и начинаний Илюхина и его окружения. Шло просто активное "выжигание" накопленных с таким трудом ресурсов. Все наши замечания на эту тему просто отметались, а с определенного времени, мы, военные, стали просто нежелательными участниками на заседаниях исполкома. Виктор Иванович просто забыл, что мы не случайные люди, пришедшие с улицы, а за каждым из нас стоит опыт руководства огромными коллективами и сложнейшими структурами, авторитет, уважение. Мы не умеем и не будем ни перед кем заискивать.
Генералу Рохлину тоже было нелегко работать с военными, но он умел находить со всеми общий язык, ладить, искать единые подходы. Илюхин же этого просто не захотел. И если говорить коротко, то главная причина нынешнего кризиса ДПА в том, что оно из массового движения превратилось в партию одного человека.
На съезде мы заявили, что в условиях, когда нас просто убрали от руководства, мы не можем дальше оставаться в ДПА, хотя готовы сотрудничать. Ни Ачалов, ни Всероссийское офицерское собрание, а Илюхин спланировал и провел в жизнь развал ДПА, изменение целей и задач Движения.
Михаил ГЕОРГИЕВ
1.0x