Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 апреля 2000

ТВЕРСКАЯ ИСТОРИЯ

ТВЕРСКАЯ ИСТОРИЯ
17(334)
Date: 25-04-2000
Более трех месяцев миновало после выборов губернатора Тверской области, но до сих пор страсти вокруг них не смолкают. Люди то и дело обсуждают: "Выбирали губернатором Баюнова, а вышло — Платова". Как такое могло произойти? Что помешало свободному волеизъявлению жителей Тверской губернии?
С 10 февраля оспариваются итоги губернаторских выборов в Тверском областном суде. Основания для этого весьма убедительные: официальный разрыв между кандидатами при голосовании составил всего 0,5% (около 3.000 голосов избирателей). Как тут согласиться? Нетрудно представить, что при возможностях действующего губернатора, вторично решившего занять должность, добиться перевеса в 0.5% — дело нехитрое. Любой “пиарщик” в тонкостях объяснит, как находящиеся у власти без особых стараний могут обеспечить до семи процентов голосов избирателей в свою пользу.
На одном из первых заседаний суда был поставлен вопрос о данных, представленных кандидатами в облизбирком. В их числе пункты об образовании, месте работы, имуществе, семейном положении. Представитель В.А.Баюнова, зачитав жалобу на действия облизбиркома, указал, что среди данных, представленных кандидатом Платовым, недостоверной была информация о его высшем юридическом образовании.
Этим платовский обман не ограничился. Для большинства избирателей привлекательным является образ кандидата — любящего мужа, заботливого отца, образцового семьянина. В штабе Платова учли это, и в графе "семейное положение" было указано — женат. Однако в самом начале судебного разбирательства стало известно, что на момент начала избирательной кампании Платов уже месяц как был разведен...
Факт о профессиональной безграмотности губернатора вызвал без преувеличения шок у собравшихся в зале. Даже на судью областного суда Веру Малич сообщение подействовало ошеломляюще: некоторое время она выходила из замешательства, затем вполне терпеливо отнеслась к грому раздавшихся аплодисментов. Люди аплодировали правде, прозвучавшей в зале суда, ибо в последние годы изрядно отвыкли от нее.
За последние два-три года ориентация местной прессы резко изменилась. Некогда невоспринявшие приход Платова на пост губернатора газета "Тверская жизнь" и "Вече Твери сегодня" ныне плывут новым курсом. Нет и в помине авторских материалов, несогласных с позицией Платова.
Помогали газетчики господину Платову, создавая образ "красного революционера, ярого коммуниста" Баюнова и грозящей жителям области "красной угрозы". Выпуск многих предвыборных агитационных печатных материалов противоречил статье 29 Конституции РФ, а также пункту 2 статьи 45 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", в соответствии с которыми не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
В предвыборном штабе Платова действовала отлаженная система распространения агитационных материалов. Районные газеты с предвыборными агитационными материалами за Платова (к тому же, опубликованные без предварительной оплаты) бесплатно распределялись по районным больницам, СИЗО, домам-интернатам для престарелых, детским домам и школам. В общем, попадали туда, где у людей есть время почитать.
Приобретя богатый опыт выборов, законодатели урегулировали вопрос финансирования избирательной кампании, оплаты предвыборных агитационых материалов в СМИ. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" обязывает предварительно оплачивать предвыборную агитацию в СМИ до ее опубликования. Тверской облизбирком, развивая эту норму, установил для предоплаты срок — два дня до публикации. Тем не менее, в предвыборном штабе Платова постарались не заметить эти нормы и в облизбиркоме не усмотрели этих нарушений (Может быть, причина в том, что среди членов областной избирательной комиссии всего два профессиональных юриста?). Практически по львиной доле предвыборных агитационных материалов Платова отсутствовала предоплата. Это касается как статей в газетах, так и видео- и аудиороликов на местных телеканалах.
Редко можно встретить такие выборы, чтобы были грубые нарушения на всех этапах, на всех стадиях избирательного процесса. Полагаю, Тверская область может уже похвастаться установлением своеобразного "рекорда" в этом отношении. Гражданин Платов постарался.
Суд идет. По первому блоку вопросов о признании недействительными более 15% подписей избирателей в поддержку кандидата Платова (необходимое количество для признания его регистрации недействительной) опрошено около 50 свидетелей. По остальным блокам доказательств собраны многочисленные факты нарушений избирательного законодательства. Узнав их, и Тверская область, и юристы — специалисты в области государственного права, и политологи долго не придут в себя. А значит, продолжение следует.
Вадим ИВАНОВ
1.0x