Авторский блог Редакция Завтра 03:00 10 апреля 2000

ОЧЕРЕДЬ НА СТАРТ

ОЧЕРЕДЬ НА СТАРТ
15(332)
Date: 11-04-2000
Прогнозируемое обогащение рынка космических услуг спровоцировало на перспективные вложения не только западные компании, но и фирмы так называемых стран “третьего мира” других стран, пока пребывавших на обочине космических трасс. Эти страны стремятся оказаться впереди мирового прогресса, вкладывая средства в аэрокосмическую отрасль.
В ноябре прошедшего года Китай запустил с Центра запусков Цзюань космический корабль "Шень-Чжоу — Великий поход" . Этот космический корабль является первой ступенью к пилотируемой программе Китая. Пока корабль запущен в электронно-управляемом режиме. На этой стезе Китай оказался третьим, после СССР и США. Говорят, что в подготовке китайской космической программы большую роль сыграла Россия. Корабль “Шень-Чжоу” построен по схеме русского "Союза". Китай планирует в самое ближайшее время пилотируемую экспедицию на околоземную орбиту. Впоследствии Китай собирается организовать экспедиции на Луну и на Марс, что позволит ему окончательно догнать в этой сфере Россию и США. Россия собирается оказать содействие Китаю в осуществлении пилотируемого полета по околоземной орбите. Планы сотрудничества России и Китая в космосе особо нервируют США и Европу, нацеленных на завоевание рынков стран Юго-Восточной Азии своими услугами.
На этом же фоне интересно выглядят запуски космических аппаратов Северной и Южной Кореи. В соответствии с традицией, Россия считается близкой к разработке и запуску северо-корейской аппаратуры, США — южно-корейской.
Помимо этого, Россия пытается осваивать не только традиционно советские рынки, но и рынки американцев. Так, Россия совместно с украинским “Зенитом” оказывает содействие пакистанским Бадрам в освоении космических услуг международного рынка.
Несмотря на то, что разработки вокруг космоса стоят чрезвычайно дорого, большинство стран стремятся закрепиться на рынке космических услуг.
Так, не только Китай, но и другие страны готовятся стать космическими. Эти страны справедливо полагают, что их программы позволят сконцентрировать средства на дальнейшее производство.
Не у всех на этом пути все складывается гладко. В конце года неудачей закончился запуск спутника МТСАТ японскими производителями. Через четыре минуты после старта ракета была взорвана — в связи с потерей управляемости. Предыдущий запуск также оказался неудачным для японцев. Инженерно-связной экспериментальный спутник японского агентства вышел на орбиту, но не на расчетную высоту, без возможности выполнять собственную программу.
В декабре северо-западнее Рио-де-Жанейро была запущена ракета-носитель ВЛС-1 со спутником САЦИ-2. На двухсотой секунде полета по команде службы безопасности полет был прерван, так как не включился двигатель второй ступени ракеты. Это была уже вторая попытка бразильцев запустить ИСЗ при помощи ракеты собственной разработки. Первая попытка так же закончилась неудачей. Тогда, в ноябре 97-го года, бразильская ракета ВЛС-1 была взорвана через минуту после старта из-за отказа одного из ускорителей.
В России продолжается создание кислородно-водородного двигателя КВД-1 для индийской космической программы. Уже прошедшие в НИИХИММАШ испытания позволяют верить, что скоро на орбите застолбят свое место индийские аппараты.
Все происходящее говорит о том, что на планете, так или иначе, сформировались три основных гиганта, способных создавать космические программы и услуги. Это Америка, Европа и Россия. К ним старается втиснуться и Китай, который, видимо, может войти в список космических держав. Остальные страны мира, скорее всего, будут вынуждены подключаться к гигантам. Услуги космической отрасли в ближайшее время окажутся приоритетными на рынке. Значит, страны, завоевавшие господство на орбите, окажутся впереди мирового прогресса. Неоспоримо лидерство в этом направлении США и Европы. Китай лишь начинает свой прорыв на орбиту. Особым случаем обозначилась Россия. Страна, способная уже сегодня запускать и обслуживать самые "продвинутые" аппараты, постепенно спускает международный рынок. Хронический недостаток финансирования и полная апатия национального капитала ограничивают деятельность России в космических отраслях. Аэрокосмическое производство занимает ключевое место на рынке, но это пока не укладывается в головах "базарных" воротил русского бизнеса и государственных чиновников.
1.0x