Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 марта 2000

НАДО СЛУШАТЬ!

НАДО СЛУШАТЬ!
10(327)
Date: 6-03-2000
“Солнцеворот” Это символ древнерусского волшебного праздника Ивана Купалы, которому в христианстве соответствует день Иоанна Крестителя. В это время на Руси и впрямь часты грозы, но у Кинчева удивительная поэтическая способность рисовать пугающие кого-то символы в их "простом", природном свете — и именно оттого они обретают свою естественную и мощную силу. На современном рок-фоне эта песня выглядит необычайно светлой, что само по себе уже незаметно стало "нонконформизмом". Увы, многие ныне разучились видеть, как легко "небо открывает глаза"...
“Звезда свиней” Довольно мрачная и жесткая композиция начинает излюбленную алисовскую игру контрастов. Неважно, что песня эта довольно давняя. Тогда и самому автору казалось, что "срок жизни" этой песни будет довольно недолгим. Но вышло так, что ныне она вновь зазвучала очень актуально...
"По барабану"Это своего рода "вызов" некоторым давним поклонникам группы, примкнувшим когда-то к ней из-за простой популярности, но не желающим понять ее духовных исканий. Рок АЛИСЫ никогда не был "массовой культурой". Делясь своими жизненными симпатиями, антипатиями и уверенностью в правоте избранного пути, Кинчев напоминает слушателям простую истину: "Я не червонец, чтобы нравиться всем!"
"Рождество", "Смерть" и "Дорога в небо" — очень разные по драйву, но вместе составляют вполне единую композицию, описывающую, с христианской точки зрения, весь круг движения человеческой жизни.
“Повелитель блох” От высоких символов — вновь к "актуальной конкретике", песня написана в 1994 году, задолго до сегодняшних "предвыборных" страстей. Но Кинчев как в воду глядел — и сегодня "новый заказной спаситель снова трет за светлый путь"... Только обретенный духовный опыт позволяет быть столь проницательным в современных наблюдениях. Только этот опыт позволяет заметить, что сегодняшние войны и легионы, "жесты и коды" ткут даже более плотную "БлокАду", чем прежняя. И тем мощнее должен быть ее прорыв...
"Православные" Этот гимн знаменует собой настоящий творческий прорыв АЛИСЫ — к личному, внутреннему осознанию Руси, к тому, что она — это не внешняя нам "мамка", которая спасется как-нибудь сама (как было в одной давней песне), но мы сами и есть Русь, ее спасение — это наше спасение. Однако такой православный манифест имеет мало общего с воинственными декларациями против внешних врагов, он возможен только на основе собственной великой войны — с буйными и злобными бесами внутри себя. Для правильного понимания этой песни подойдет аналогия с исламским джихадом, где Великой священной войной традиционно считается именно битва со страстями в своей душе, за свою собственную чистоту Веры. У тех же, кто останавливается на малой священной войне, — с внешними врагами, она вырождается в банальную агрессию, ведущие которую теряют ее духовный смысл, а потому неизбежно проигрывают. И только победитель в Великой войне обретает бесценные духовные сокровища — упорство воли, попрание смерти и силу небесной любви. В современной культурной ситуации АЛИСА воплощает собой обновленное и оживленное Православие. Конечно, "обновленное" не в каком-то еретическом смысле, но просто возвращающее нашей традиции ее вечную новизну.
"Красные горы" Надежда на "новый день" и любовь ко всем "бестолковым братьям во Христе" здесь знаковая — она весьма расходится по настроению с гордыней известных консервативных кругов, что желали бы замкнуть Православие в себе, сделать его некой застывшей "данью прошлому". АЛИСА же, искренне интересующаяся духовным миром молодежи и сама живущая им, выбирает свободу, которая и является главным даром христианской Благодати.
"Три дороги" Песня, намекающая на сказочный образ распутья перед богатырем, а также нынешнее разделение "левых" и "правых". Хотя одна из этих дорог уже привела в "острог", другая — в "капкан". Но православные знают, что выбор "из двух зол" всегда ложен, что всегда есть и "узкие врата" третьего пути, пути Веры. Именно этим путем и ведет АЛИСА свою "Армию", уникально совмещая романтику, свободолюбие и патриотизм — что оказывается не под силу никаким политикам и прочим деятелям "с большой дороги".
"Радости печаль" Последняя песня альбома — своего рода сочетание гимна и молитвы. Да и многих других кажущихся противоположностей, легко совпадающих в "Горней дали". Перед Нею ничтожны все земные и такие модные сейчас "поиски врага", "обличения", "обречения" и т. п. Ведь от этой Дали, так ясно открывающейся ныне, при смене тысячелетий, никакие "неприметные" все равно не укроются ни за какими "кордонами". Наверное, такова и есть печальная "улыбка Творца"!..
1.0x