Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 марта 2000

АКЦИИ И ФИКЦИИ

АКЦИИ И ФИКЦИИ (Газета “Нью Йорк Таймс” 12.02.2000 г.)
10(327)
Date: 6-03-2000
“Слишком личная приватизация электроэнергетики”
Мнение иностранных акционеров
После нескольких лет размывания пакетов акций, препятствования присутствию на годовых собраниях акционеров и иногда откровенных экспроприаций иностранные инвесторы начали понимать, что большую часть российских компаний практически не волнуют права акционеров.
Тем не менее, инвесторы по-прежнему сохраняют надежду (и подкрепляют ее деньгами) в отношении нескольких избранных компаний, включая РАО “ЕЭС России”, оператора национальной энергетической сети. “ЕЭС”, одна из самых крупных мировых компаний по энергоснабжению — выбор естественный: на развивающемся рынке, где большинство компаний наглухо закрыты, акции РАО “ЕЭС России” довольно широко распространены и доступны. В прошлом году биржевая стоимость акций возросла в три раза — до 11, 8 центов за акцию.
При рыночной капитализации в 5,7 млрд. долларов “ЕЭС” рассматривается как чересчур недооцененная компания, обладающая большим потенциалом. Почти так же важно и то, что управляет компанией Анатолий Чубайс, который в течение почти десяти лет проектировал рыночные изменения под руководством бывшего президента Бориса Ельцина и которого многие иностранцы считают борцом за свободный рынок и права акционеров.
В настоящий момент, однако, многие акционеры РАО опасаются, что это доверие было неуместным, судя по нескольким грязным процессам приватизации, в которые был вовлечен и г-н Чубайс и которые могут значительно трансформировать всю компанию (РАО).
Проведение этих приватизационных процессов показывает, что в России — даже в самых прогрессивных компаниях — граница между политикой и бизнесом остается размытой.
РАО начало программу реструктуризации, которая предусматривает продажу или слияние дочерних компаний, что, согласно официальным расчетам, сделает эффективной энергетическую отрасль. Если намеченные сделки завершатся, как запланировано, к августу, результатом станет сокращение генерирующих и распределительных мощностей РАО на 20%, считают отраслевые аналитики.
Выделение производственных единиц, как предполагается, будет прозрачным процессом, сопровождаемым независимой перепродажей и предконкурсной оценкой собственности. Однако акционеры РАО, члены совета директоров и отраслевые аналитики получили скудную информацию о проектах, которые, похоже, принесут выгоду руководителям и политикам, близким к Чубайсу. Первая приватизационная сделка, завершенная, как и было запланировано, и ожидающая сейчас одобрения федеральных органов, передаст гидроэлектростанцию (ГЭС) металлургическому магнату, оказавшему финансовую помощь политической партии Чубайса на состоявшихся недавно парламентских выборах.
Но эти меры, очевидно, не могут полностью защитить акционеров. “В России сегодня акционеры не в состоянии контролировать действия менеджемента”, — отметил Иван Лазарко, один из двух представителей акционеров, входящих в правление РАО, состоящее из 15 человек, и являющийся председателем совета директоров НАУФОР (национальной ассоциации участников фондового рынка). “У нас просто нет полной информации. Поэтому все основывается на доверии, абсолютно слепом доверии”.
В стране, где правовая и регулирующая системы остаются в стадии зарождения, все основывается на доверии к отдельным личностям, как. например, к г-ну Чубайсу.
Многие россияне считают его в значительной степени ответственным за катастрофический обвал в экономике и за возникновение “капитализма близких друзей” вместо обещанного свободного рынка.
Все же, несмотря на скандалы, которые возникали, когда он занимал посты в правительстве, многие иностранцы поддерживали его частично из-за того, что прочие альтернативы — ортодоксальные коммунисты или экстремисты-националисты, оказывались еще гораздо хуже. В результате после назначения Ельциным Чубайса главным управляющим РАО в 1998 году частные акционеры согласились внести изменения в устав компании, затрудняющие процедуру увольнения Чубайса с этой должности, защищая его тем самым от возможных капризов (причуд) правительства, которое является собственником 53% акций компании.
Г-н Чубайс отказался от интервью для этой статьи. Однако Валентин Завадников, заместитель председателя правления компании, сказал: “Все мероприятия осуществляются, исходя из экономических условий, и только экономических условий”.
Мало кто сможет оспаривать тот факт, что при Чубайсе в компании произошли серьезные изменения. Всего 2 года назад только 15% счетов РАО оплачивались наличными, притом, что остальные погашались бартером или оседали в задолженности. Сейчас денежная составляющая в расчетах потребителей с РАО составляет 48%.
Одновременно с руководством компанией г-н Чубайс оставался активным деятелем на российской политической сцене. Г-н Чубайс, например, по-прежнему близок к внутренним кремлевским кругам. Прошлым летом он выступил организатором проправительственного избирательного блока под названием “Союз правых сил” для участия в парламентских выборах в декабре 1999 года.
Среди крупнейших финансовых сторонников “Союза правых сил”, как говорят аналитики, был Олег Дерипаска, амбициозный 32-летний владелец Объединенной компании “Сибирский алюминий” (ОКСА), алюминиевого конгломерата, простирающегося на огромных пространствах от Волги до российского Дальнего Востока.
Занимаясь созданием политического блока, Чубайс и Дерипаска обсуждали деловую сделку. В рамках плана реструктуризации РАО они решили осуществить слияние Саяно-Шушенской ГЭС, дочернего предприятия РАО, с ОКСА.
Алюминиевый завод г-на Дерипаски — один из самых больших в России, и ключевое звено конгломерата ОКСА — является главным потребителем энергии, вырабатываемой Саяно-Шушенской ГЭС. РАО подчеркивает, что в течение ближайших нескольких лет Саяно-Шушенской ГЭС будут необходимы как минимум 80 миллионов долларов капитальных вложений. РАО не может обеспечить привлечение этих средств из-за высоких российских процентных ставок. Что касается ОКСА, то эта компания продает алюминий на мировых рынках и имеет “живые” деньги для инвестирования.
После слияния контроль над Саяно-Шушенской ГЭС перейдет к ОКСА в качестве оплаты за обещанные инвестиции. Алюминиевая компания сможет затем покупать электричество по цене, которая сделает ее металл более дешевым и более конкурентоспособным, считает РАО. Новая компания, сформированная в результате слияния, Энерго-металлургическое объединение (ЭМО), получит щедрую порцию от продаж металла. Возрастут также и доходы самого РАО “ЕЭС России” как собственника 33% акций в новом образовании.
“Для РАО “ЕЭС России” сделка выгодна на 100 %, — сказал г-н Завадников, заместитель г-на Чубайса, — мы получаем металл, который продается за реальные деньги”.
По словам акционеров РАО, проблема состоит в том, что они обладают минимальным количеством информации о сделке, которая, как они утверждают, осуществляется очень быстро. “Неизвестно, как осуществлялась оценка стоимости компаний”, — сказал Алексей Волков, аналитик энергетической отрасли российской брокерской компании “НИКОЙЛ”.
По словам г-на Завадникова, сделка была рассмотрена независимой компанией — оценщиком НП Консалт. Однако, по мнению критиков, необходимо было привлечь оценщика с международным именем.
В целом, акционеры говорят, что не понимают, каким образом объединение с участием Саяно-Шушенской ГЭС и другие запланированные сделки укладываются в долговременную стратегию РАО.
Борис Федоров, партнер в “Объединенной финансовой группе” (UFG), московской брокерской компании и член совета директоров РАО “ЕЭС России”, сказал: “Возможно, от этого и будет польза, но сделка проводилась в такой спешке и распространяемая о сделке информация была так скудна, что, похоже, действия менеджмента далеки от интересов компании и большого количества акционеров”.
Что касается информации, которая была предоставлена, то ее встретили со значительным скептицизмом. Так, например, утверждается, что сделка гарантирует выплату дивидендов на акции РАО в размере $35 млн. в этом году, а также обеспечит акционерам выплату 80 процентов от всей прибыли после уплаты налогов, что, по мнению отраслевых аналитиков, является абсолютно нереальной суммой.
Энергосистема также утверждает, что ее соглашение с ОКСА гарантирует капитальные вложения в гидроэлектростанцию, однако акционеры говорят, что им необходимо изучить условия контракта.
Другие проекты, готовящиеся в РАО “ЕЭС России”, только усиливают беспокойство. Один из проектов предусматривает расчленение Самараэнерго, основной энергокомпании в Самарском регионе Волги. Насколько поняли из проекта акционеры, генерирующие мощности Самараэнерго будут выделены и затем объединены с некоторыми ключевыми предприятиями региона, включая некоторые, принадлежащие Дерипаске. Другие компании, участвующие в сделке, как полагают, имеют тесные связи с Самарским губернатором Константином Титовым, одной из ключевых фигур в “Союзе правых сил”.
Титов и Дерипаска не откликнулись на просьбы об интервью. Однако Константин Ремчуков, советник Дерипаски по экономике и парламентарий от “Союза правых сил”, сказал, что Дерипаска поддержал бы политическую программу Чубайса, даже если бы он не был “вознагражден” гидроэлектростанцией. Кроме того, Ремчуков подтвердил, что в настоящее время в России тяжело избежать смешения между политической лояльностью и деловыми сделками.
В конечном счете, считает он и некоторые другие российские наблюдатели, цель (быстрое развитие российского бизнеса) может оправдывать средства, далекие от совершенства.
“Сделка, разумеется, не выглядит проведенной на западный манер или идеальной”, — добавил Ремчуков. И хотя основные инвесторы за пределами России, возможно, будут медлить, оценивая перспективы работы с РАО “ЕЭС России”, сказал он, “некоторые, как, например, Олег Дерипаска, будут осуществлять инвестиции”.
1.0x