Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 марта 2000

Николай Анисин

Author: Николай Анисин
10 (327)
Date: 6–03–2000
РЖА
Запрос Зюганова Путину был направлен 18 февраля. В ответ — тишина.
24 февраля Зюганов вместе с вице-председателем Госдумы Петром Романовым и депутатами Валентином Романовым и Владимиром Тихоновым провели пресс-конференцию по теме запроса: критическая ситуация в энергетике страны.
Рупор Гусинского — газета “Сегодня” — отчет с этой пресс-конференции озаглавила: “Чубайс — “экологическая катастрофа”. “Независимая газета” Березовского отреагировала на нее так: “Зюганов продолжает бороться с Чубайсом”. Путин не отозвался никак.
26 февраля на встрече руководителей думских фракций с и. о. президента Зюганов повторил ему, глядя глаза в глаза, сказанное в запросе: принять срочные меры по спасению энергетики, освободив ее от Чубайса. Путин все выслушал и все оставил без ответа — ни единым публичным словом не выразил за минувшие десять дней своего отношения к требованиям Зюганова.
По заголовку в “Независимой” видно: даже враждебная лидеру КПРФ пресса олигархов не считает его нынешнюю атаку на Чубайса эпизодом предвыборной кампании. Зюганов, как и все те, кто неравнодушен к положению дел в российской энергосистеме, борьбу за отлучение Чубайса от РАО “ЕЭС” ведут с тех пор, как он его возглавил.
Вот стенограмма заседания Государственной думы от 9 декабря 1998 года, на котором присутствовал Чубайс. Выступает депутат Георгий Тихонов — бывший заместитель министра энергетики СССР: “Ваш, господин Чубайс, незаконный приход в РАО “ЕЭС России” (я подчеркиваю — незаконный) был вовремя осужден Госдумой. Мы дважды принимали постановление и обращались к правительству с требованием отстранить вас, как человека, не имеющего абсолютно никакого отношения к энергетике, от управления этой очень сложной и очень ответственной отраслью. Правительство нас не поддержало. Тогда мы приняли закон, который, по сути, является законом о защите энергетики от вашей разрушительной деятельности. Президент Ельцин не подписал закон. 313 голосами мы преодолели его вето, на что вы заявили: “Безумный (это ваши слова), нелепый закон, принятый Государственной думой, работать не будет”. К сожалению, вы оказались правы.
Вы нашли новое оружие разрушения энергетики — банкротство. Вы начали ее рушить через банкротство самых рентабельных энергосистем. Вы даже пытались на днях подвести под банкротство тюменскую энергосистему. Эта система, работающая на тепловых станциях, самая рентабельная система среди подобных в бывшем Советском Союзе”.
Подчеркнем то, что подчеркнул в своем выступлении депутат Госдумы Георгий Тихонов: Чубайс получил власть в РАО “ЕЭС” незаконно. Обстоятельства его избрания председателем правления данного акционерного общества, больше половины акций которого принадлежит государству, проверяла Счетная палата РФ. Ее аудитор Соколов сделал из проверки следующий вывод: “Совет директоров РАО “ЕЭС России”, коллегия представителей государства во главе с министром топлива и энергетики В.С. Кириенко подготовили и провели 4 апреля 1998 года внеочередное общее собрание акционеров с грубейшими нарушениями федерального закона об акционерных общества и указов президента РФ о приватизации электроэнергетического комплекса России”. Чем конкретно, избирая Чубайса, кириенковское собрание попрало действующее законодательство?
Председательствовал на этом собрании Евгений Ясин — министр без портфеля в кабинете Черномырдина. Но 4 апреля 1998 года для РАО “ЕЭС” Ясин являлся всего лишь москвичом одесского происхождения, ибо постановлением правительства четырьмя месяцами ранее он был выведен из состава коллегии государственных представителей в РАО. И, стало быть, руководил собранием без всяких на то полномочий от государства, владеющего контрольным пакетом акций.
Далее. Кандидатуру Чубайса в Совет директоров РАО “ЕЭС” выдвинуло АО “Барбикен Секьюрити Лимитед”. А оно не значится в реестре акционеров “Единой энергетической системы”, поскольку ему принадлежат не акции, а депозитарные расписки РАО “ЕЭС”.
И, наконец, необходимое для избрания Чубайса число голосов на выборах в Совет директоров обеспечил “Бэнк оф Нью-Йорк”, который так же, как и “Барбикен Секьюрити”, — не акционер, а держатель расписок. На законных основаниях Чубайс получил 1, 1 процента голосов при минимуме 1, 75 процента.
Что же в результате произошло на собрании акционеров РАО “ЕЭС” 4 апреля 1998 года? Самозванец Ясин его провел, самозванец АО “Барбикен Секьюрити” выдвинул Чубайса в Совет директоров, голосами самозванца “Бэнк оф Нью-Йорк” он был избран. Кто есть в таком случае Чубайс на посту председателя правления РАО, как не самозванец?
Вернемся еще к одной фразе, сказанной Чубайсу на заседании Госдумы депутатом Георгием Тихоновым: “Мы дважды принимали постановление и обращались к правительству с требованием отстранить вас, как человека, не имеющего абсолютно никакого отношения к энергетике, от управления этой очень сложной и очень ответственной отраслью”. Да, Чубайс незаконно стал главой РАО “ЕЭС”. Да, он полный дилетант в энергетике. Но не имеем ли мы в его лице управленческого гения, который без специальных знаний и опыта способен по наитию с блеском руководить очень сложной отраслью? Может, он ею так и руководит? Может, Зюганов и еще 312 депутатов прошлой Госдумы добивались отставки Чубайса из чисто политических антипатий к нему?
Всякий, кто смотрит новости, видел, как нынешней зимой замерзал Владивосток. Страдания из-за дефицита электричества жителей этого города нам показали во всей красе, потому что губернатора Приморья Наздратенко не жалуют руководители столичных телеканалов. Страдания же по той же причине жителей многих городов во всероссийский эфир не попали. Но веерное отключение электричества в зимние месяцы 1999 и 200 годов нередко случалось в Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Архангельской, Омской, Челябинской и других областях. Депутат Владимир Тихонов — однофамилец Георгия Тихонова — свидетельствует: отключения света у тех его избирателей в Ивановской области, которые платят за электроэнергию регулярно и в срок, в декабре доходили до 12 часов в сутки. Потом сократились, а сейчас изо дня в день растут.
Заметим: множественные перебои с электричеством происходили, несмотря на то, что нынешняя зима оказалась необыкновенно теплой. А что было бы, если бы зима выдалась морозной?
Обратимся к цифрам, обнародованным вице-председателем Госдумы Петром Романовым. На 1 октября 1999 года запас угля в РАО “ЕЭС” должен был составить 21 миллион 800 тысяч тонн. Фактически же РАО имело 16, 8 миллиона тонн. Мазута компания Чубайса закупила в количестве 68 тысяч тонн, а не 590 тысяч, как положено по норме. То есть почти в десять раз меньше. Недостаток топлива заставил РАО “ЕЭС” увеличить нагрузку на гидроэлектростанции. В течение прошлого года через гидроузлы Волжско-Камского каскада было пропущено воды больше лимита на 10 кубических километров. А это может нарушить судоходство на реках, лишить города питьевой воды и поставить на грань жизни и смерти 40 процентов населения России.
У компании гениального управленца Чубайса нет денег не только на топливо. Две трети энергоблоков в РАО “ЕЭС” выработали свой ресурс. Но они не заменяются. Уничтожается ремонтная база энергетических мощностей. Например, крупнейшее предприятие “Мосэнергоремонт”, которое “лечит” турбины и электрооборудование в 19 субъектах Федерации, в Москве, в том числе, за период управления РАО “ЕЭС” Чубайсом получило за проведенные ремонтные работы в лучшем случае одну треть заработанной им суммы. Если это предприятие развалится, то энергосистемы в 19 областях Центральной России будут обречены.
Под руководством Чубайса РАО “ЕЭС” медленно, но верно погружает страну во тьму. Пытается ли гениальный управленец хоть как-то этому помешать? Может, он намерен ввести чрезвычайные меры против ежегодного разворовывания в структурах компании 110–130 миллиардов рублей? Может, им ставится вопрос о госмонополии на торговлю цветными металлами, которая способна остановить массовую вырубку проводов, кабелей и трансформаторных подстанций? Может, его подчиненные лбами стучатся в двери Дома правительства, требуя произвести взаимозачеты между потребителями энергии с тем, чтобы выплатить рядовым работникам РАО “ЕЭС” долги по зарплате в размере 2 миллиардов рублей?
Не прозой жизни занят управленческий гений Чубайса, а высокой коммерческой поэзией. Прочитаем сообщение в газете “Коммерсант” от 1 февраля сего года: “Заместитель правления РАО “ЕЭС” Валентин Завадников провел в Лондоне встречу с иностранными акционерами РАО. В ходе этой встречи впервые была представлена программа реструктуризации РАО. Представители компании Чубайса объявили, что намерены продать иностранным инвесторам часть акций в десяти наиболее рентабельных региональных энергетических компаниях — “Самараэнерго”, “Свердловэнерго”, “Хакасэнерго”, “Калмыкэнерго”, “Карелэнерго”, “Янтарьэнерго”, “Омскэнерго”, “Новосибирскэнерго”, “Оренбургэнерго” и “Кузбассэнерго”. После продажи акций иностранцам из этих “АО-энерго” будут выделены убыточные электростанции, которые поступят на баланс местных администраций. В результате реорганизации РАО, с одной стороны, получит деньги от продажи ликвидных активов, а с другой — избавится от убыточного баласта”.
Другими словами: Чубайс со товарищи от сей поэтичной операции получит огромный куш, страна — великий шиш. Акции сотен высокорентабельных российских предприятий уже были проданы иностранцам. Но ни одно из них после того не обрело второго дыхания. Деньги с Запада на дух не переносят наше производство, они имеют обыкновение возвращаться туда, откуда пришли. Но на иные счета — на счета тех, кто их продавал. Реструктуризация РАО “ЕЭС” озолотит его руководителей, позволит областным “АО-энерго” доизносить свое оборудование и не помешает ремонтной базе энергомощностей дать дубу. И пусть вымерзают российские города, и да будет в них тьма. Тогда все забудут, что именно Чубайс продавал порты и металлургические заводы по цене “жигулей”. И тогда никто не вспомнит ни про 34 тысячи преступлений, установленных Генпрокуратурой в ходе чубайсовской приватизации, ни про набитую долларами коробку из-под ксерокса в руках ближайших соратников Чубайса. Хаос, вызванный деэлектрификацией всей страны, спишет все былые грехи. Хаос лично выгоден Чубайсу, не имеющему политического будущего. Но почему Путин, коему такое будущее не заказано, в пик подъема его президентского рейтинга, 24 декабря 1999 года, подтверждает своим премьерским распоряжением незаконные полномочия Чубайса как главы РАО “ЕЭС”?
Никто не докажет, что Путин лично заинтересован в деэлектрификации страны. Но он лично продляет деятельность главного деэлектрификатора. Чего ради?
Необъяснимое иногда можно объяснить на уровне чувств. Известны слова народной артистки РСФСР Натальи Фатеевой о Чубайсе: “Я его обожаю. Он лучший представитель современной России, лучший администратор нашего времени: компетентный, образованный, настоящий патриот”.
Любовь зла. Фатеева обожает Чубайса — и все тем сказано. Путин же, как мы знаем, может изображать на лице трагическую скорбь по почившему Собчаку рядом с его вдовой — и в тот же день дружески беседовать с губернатором Питера Яковлевым, которого вдова не допускает к гробу. Рабом любви Путина не представить. Он не способен обожать Чубайса так же, как Фатеева. Ему нет нужды поддерживать чубайсовский курс на деэлектрификацию. Но Путин его поддерживает. Поддерживает, вероятно, потому, что неизбираемый в президенты Чубайс играет в нынешней системе власти более значительную роль, чем реальной, проходной претендент на Кремль — Путин.
КРЫША И. О.
Эпоха Ельцина есть в значительной мере эпоха Чубайса. Все так называемые ельцинские реформы, по сути, свелись к одному: общее достояние раздать избранным. А кто руководил раздачей?
После распада СССР юридическим собственником всего сказочного богатства Российской Федерации по закону стали все 150 миллионов ее граждан. Только они на всенародном голосовании могли решить: можно или нельзя делить это богатство. И только они в случае положительного решения могли определить: как делить. Верховный Совет РСФСР нарушил закон, благословив без референдума начало приватизации с именными чеками. Ельцин, расстреляв Верховный Совет, плюнул на закон еще гуще — запустил приватизацию через анонимные ваучеры. При таком буйстве беззакония передавать в частные руки огромную собственность народа, сначала за ваучеры, а потом за деньги, было поручено ведомству с блеклым названием — Государственный комитет по управлению государственным имуществом. Председательствовать в нем назначили 36-летнего Анатолия Чубайса. Кем он был и почему именно ему доверили вершить главный для страны вопрос: кому, сколько и по какой цене распродавать ее богатство?
В 77-м Чубайс закончил Ленинградский инженерно-экономический институт. Был в этом институте инженером, аспирантом, а с 82-го пребывал в нем в должности доцента. В 90-м он переквалифицировался в городского чиновника — в заместителя, затем первого заместителя председателя Ленгорисполкома. Через год с небольшим, в июле 91-го, Чубайса отстраняют от управления городом и делают экономическим советником мэра. Спустя же всего три месяца он оказывается в Москве — на посту председателя Госкомимущества, разрабатывает программу приватизации, сохраняя этот пост, получает еще чин зампреда правительства РФ и приступает к реализации своей программы. Так несостоявшийся управленец из Питера стал распорядителем всей необъятной собственности России. Чем он такое право заслужил?
Понять из анкетной биографии Чубайса это невозможно. Сведения же из его биографии неофициальной кое-что на сей счет приоткрывают.
В 87-м в Питере родился клуб “Перестройка”. Клуб интеллигенции, брызгавшей слюной на власть КПСС. Многие активисты “Перестройки” рванули потом в депутаты разных уровней под демлозунгами, и многие получили мандаты. Чубайс был одним из основателей клуба и членом его первого совета. Но как только клуб стал широко известен в городе, Чубайс отказался войти в совет.
Избирательной кампанией питерских демократов в 90-м руководил некто Петр Филиппов. Он не раз настоятельно звал Чубайса баллотироваться в народные депутаты РСФСР и ни разу не получил его согласия.
Весной 91-го новый руководитель Ленсовета Анатолий Собчак предложил на сессии городских депутатов первого зампреда председателя Ленгорисполкома Чубайса избрать председателем. Популярность Собчака тогда была огромна и за его предложение Ленсовет проголосовал бы почти поголовно. Но Чубайс публично отказался принять предложение Собчака.
Что следует из всего вышесказанного? Имея солидный вес среди победивших в Питере демократов, Чубайс до разгрома КПСС предпочитал оставаться в тени. По какой причине? Как мандат народного депутата РСФСР, так и пост председателя Ленгорисполкома, приковывали бы к Чубайсу особое внимание КГБ. А оно ему было совсем ненадобно. И на исходе 80-х, и в 90-м, и в первой половине 91-го можно было сколько угодно кричать: “Долой КПСС”, но все еще небезопасно было водить шуры-муры с иностранными спецслужбами. Намеренный уход Чубайса в тень не доказывает наличие его контактов с ними в то время. Но всем известно, что с назначением Чубайса председателем Госкомимущества там прописались десятки иностранных советников и консультантов.
Западная агентура влияния взорвала изнутри Советский Союз, ей же подлежало так же изнутри обескровить Россию. Неважно, значится ли Чубайс в списках агентов влияния Запада, но проведенной им приватизацией он нанес России именно такой удар, который отвечал интересам мировых финансовых центров. Чубайс сумел выполнить их заказ, и они не могли его не оценить. А его особая ценность для Запада придала ему и особую роль в российской политике.
По завершению приватизации президент Ельцин де-юре управлял страной, а Чубайс руководил политической и финансовой элитой, которая де-факто делала погоду в стране. Наиболее наглядно это проявилось в первой половине 96-го. Партия власти — “Наш дом — Россия” — с треском проигрывает выборы в Госдуму. Ее неудачу связывают в первую очередь с именем Чубайса — творца ненавистной народу приватизации. В январе 96-го Ельцин выставляет Чубайса из правительства, а в мае вручает ему судьбу своей избирательной кампании. Почему ему, а не кому-то другому? Президентский рейтинг Ельцина ничтожен. Поднять его можно лишь искусственно. А для этого необходимо сплотить всю рать чиновников, все денежные мешки и заставить их действовать по единому сценарию. Кто способен всеми ими командовать? Только тот, кого они могут бояться, — Чубайс.
Политическая и финансовая элита подчинилась Чубайсу в 96-м, подчинилась до 2000 года, подчиняется и сейчас. Все нынешние тузы вскормлены приватизацией Чубайса. У всех у них рыльце в пушку, все они прячут наворованные деньги в заграничных банках. А кто в России более всех Западу ценен? Правильно: Чубайс. Схватишься с ним не на жизнь, а на смерть, завтра же на весь мир все твое белье вывернут наизнанку и объявят тебя в розыск через Интерпол. Алюминиевый король Быков попробовал пободаться с Чубайсом — и место в венгерской тюрьме ему сразу нашлось.
Чтобы в России была новая власть, в ней должна появиться новая элита. Путин пришел в Кремль из рядов нынешней элиты. Он может управлять страной только через нее, а поскольку она зависит от Чубайса, то Путин, даже триумфально выиграв выборы, останется вечным и. о. президентом.
При сохранении сформированной при Ельцине элиты реальным хозяином Кремля по-прежнему останется Чубайс, и нас ожидает сплошная деэлектрификация. Так за кого и за что мы будем голосовать, голосуя за Путина?
1.0x