Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 февраля 2000

РУИНА

РУИНА ("Дело жизни" Бориса Тарасюка)
8(325)
Date: 22-02-2000
ОДИН ИЗВЕСТНЫЙ киевский астролог как-то заявил в интервью полубульварной газете, что министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк — это реинкарнация украинского гетмана Ивана Выговского, жившего в XVII веке, причем без промежуточных воплощений. И хоть в переселение душ, оригенову ересь, христианину верить негоже, Борис Иванович одним своим существованием заставляет глубоко задуматься о самых невероятных метаморфозах.
Тарасюк, как и Выговский, достался Украине в наследство от прежней власти: первый еще во времена СССР был секретарем украинского постпредства при ООН, сотрудником МИДа, второй — генеральным писарем Войска Запорожского (министром иностранных дел) при Богдане Хмельницком.
На совести Ивана Выговского — жестокая борьба против своих соплеменников и единоверцев, верных московскому царю, и так называемый “Гадяческий договор” 1658 года, по которому Украина должна была войти на правах автономии в состав Польской державы и воевать на ее стороне против Москвы — недаром Выговский был образцом идеального политика для Ивана Мазепы и в некотором смысле его предшественником.
На совести Бориса Тарасюка и его коллег — постыдные игры со вступлением Украины в НАТО, полный провал внешнеэкономической деятельности и международной стратегии. Именно украинский МИД под руководством сначала Геннадия Удовенко, а затем и нашего героя, вопреки украинским экономическим и политическим интересам, превратил СНГ в бессмысленный фантом, предложив вынести за рамки компетенции Содружества вопросы политического, военного, пограничного, гуманитарного, правового, информационного, экологического сотрудничества, а также вопросы коллективной безопасности и разрешения конфликтов.
Но самое невероятное состоит в том, что Борис Иванович без тени сомнения мыслит стереотипами эпохи Выговского: сконструированный им внешнеполитический курс ориентирован не столько на Германию, тем более не на Россию, и даже не на США, а на… Польшу.
Только воплотившаяся в нашем современнике неприкаянная душа гетмана-предателя может всерьез стремиться к формированию стратегического треугольника: Польша — Украина — Турция. А ведь именно такая и ей подобные идеи звучат лейтмотивом в программе “Украина-2000 и далее: геополитические приоритеты и сценарии развития”. И эта программа — не бред сумасшедших кандидатов и докторов наук, изгнанных из Института философии или социологии, не страшный сон Александра Дугина, а официальный документ, изложение мировоззрения государственной власти.
Во времена Выговского Польша действительно была супердержавой, воевавшей на несколько фронтов и стремившейся к тотальной экспансии на Восток. Теперь же реальность европейской геополитики совсем иная: Польша — это среднеразвитая страна, одержимая манией интеграции в западноевропейское сообщество и страдающая от своего славянского происхождения (если поляк хочет кого-то обидеть, он говорит: “ну ты прямо как настоящий славянин!”). От Польши ровным счетом нигде ничего не зависит.
Воистину, страшнее кошки зверя нет! И не так уж важно, что западный сосед меньше Украины и по территории, и по количеству населения, и по военно-промышленным потенциалам, что поляки всегда относились к украинцам как к низшей расе. Оказывается, эта страна интересна для Украины как восточноевропейский лидер по “евроатлантической интеграции”: в НАТО ее уже приняли. Мудрый расчет украинского МИДа строится на том, что когда Польшу примут и в ЕС — усадят за один стол с богатыми “родственниками” (хоть и с краю, но все же за один!), она сможет “замолвить словечко” за Украину: а вдруг тогда и Украине найдется подстилка где-нибудь в окрестностях “общего стола”?
Знающие Тарасюка люди уверяют, что на книжной полке в его рабочем кабинете всегда стоит “Великая шахматная доска” американского поляка (или польского американца) Збигнева Бжезинского, да и с самим автором — Великим Архитектором “нового мирового порядка”, по слухам, министр знаком неплохо (интересно, правда, знаком в каком ранге: чрезвычайного и полномочного посла Украины или подмастерья?).
Кажется, еще великий Гоголь предощутил Бориса Ивановича в образе Андрия — сына Тараса Бульбы. “Главная моя задача на посту министра иностранных дел — это интеграция Украины в евроатлантические экономические и оборонные структуры”, — неоднократно повторял и повторяет Тарасюк в интервью различным западным газетам. Но, тем не менее, само руководство НАТО имеет не столь однозначную позицию в “украинском вопросе”, как бы того хотелось киевским “интеграторам”. Поэтому иногда министр переходит на истерику — некоторые его заявления похожи скорее на шантаж американских хозяев: мол, если не примите нас в свое “благородное сообщество”, то крупно пожалеете: “Украина необходима НАТО! Для нашего государства это единственная возможность не утратить независимость”.
Кстати, само туманное выражение “интеграция в евроатлантические структуры” (правильнее было бы говорить “интеграция в евроатлантическую структуру”, поскольку членом другой “структуры” — ОБСЕ — Украина уже давно является) придумал именно Борис Иванович: оно звучит нейтрально, не бьет по ушам большей части населения и не ассоциируются с “гуманитарными” бомбардировками Белграда и Нови Сада. На сегодняшний день именно Борис Тарасюк и министр обороны Александр Кузьмук — ключевые фигуры в процессе “евроатлантической интеграции”. Не потому ли их, единственных, из старого кабинета министров не отправили в отставку, а взяли в новое правительство Виктора Ющенко, несмотря даже на крайне низкую эффективность их министерской деятельности?
Ругать геополитические взгляды Тарасюка (если, конечно, исходить из предположения, что они у него есть) бессмысленно — ведь никому не придет в голову предъявлять претензии тому же Бжезинскому — слушай да мотай на ус, планируй собственные контрмеры.
Деятельность гетмана Ивана Выговского привела Украину к глубочайшему системному кризису и развалу политической структуры, длившемуся несколько десятилетий — эту эпоху историки позже назовут “Руиной”. Похоже, что для оценки результатов деятельности Бориса Тарасюка на посту министра иностранных дел Украины, как и большинства атлантистских “агентов влияния” из высших органов украинской власти, историкам будущего не будет нужды придумывать какие-то новые слова.
Геннадий КОЗИЧЕНКО
1.0x