Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 января 2000

ГРИМЕРНАЯ

ГРИМЕРНАЯ
5(322)
Date: 1-02-2000
В МИНУВШУЮ НЕДЕЛЮ Владимир Путин совершил еще несколько знаковых поступков, призванных укрепить его "военно-патриотический" имидж. Самым серьезным из них было участие и.о.президента в похоронах генерала Михаила Малофеева, павшего в бою за Грозный. Отменив плановое заседание Совета безопасности, Путин отправился в Петербург вместе с министром обороны Игорем Сергеевым, чтобы принять участие в церемонии в погребении генерала. В произнесенной Путиным речи отчетливо звучала патриотическая риторика, часто повторялись слова "русский солдат", "русский генерал", "русская армия".
Выступление Путина в Петербурге было с одобрением воспринято среди военных и представителей силовых структур и стало продолжением определенной тенденции в поведении Путина, демонстрирующего с помощью различных символических жестов культурно-психологическую близость к представителям державно-патриотического сознания. Эта линия, в свою очередь, начинает серьезно раздражать либерал-радикальную аудиторию.
К примеру, либеральную публику привело в настоящий шок известие о том, что на встрече ведущих политиков страны по итогам парламентских выборов Путин не отказался поднять тост за И.В.Сталина, предложенный Геннадием Зюгановым. Подобное поведение является для либералов нарушением жестких культурных табу, с помощью которых сторонники "демократического выбора" определяют границы своих социально-политической групп. Неудивительно, что на низовом уровне либеральной тусовки шаги по формированию "державного" имиджа Путина вызывают настоящую истерику. Достаточно вспомнить, к примеру, о том, как лидер "Демократической России" и член ЦК Союза Правых Сил Л.Пономарев требовал снять кандидатуру Путина с президенстких выборов. Показательны и оценки Путина со стороны таких персон, как одиозный "правозащитник" Сергей Ковалев.
В то же время верхушка этой политической группировки в лице Чубайса и его приближенных сохраняет полное спокойствие. Для них патриотические демарши Путина — не повод для беспокойства, а всего лишь популистские ходы, с помощью которых можно укрепить популярность и.о.президента в народе и, что особенно важно, в силовых структурах. Гораздо больше их интересуют конкретные шаги Путина в экономической сфере, которые пока что вполне удовлетворяют представителей этого политического клана, имеющего наиболее тесные связи с Западом.
Таким образом, возникает достаточно оригинальная ситуация, при которой либеральный "базис" пытаются совместить с патриотической "надстройкой". К каким последствиям может привести такое совмещение — сказать сложно. Одни убеждены в том, что патриотический "грим" сойдет с лица Путина сразу после президентских выборов, после чего над страной сгустятся тучи либеральной диктатуры. Другие же склонны видеть в поведении Путина нечто большее, чем попытки создать имидж, привлекательный для силовых структур, и надеются, что, вопреки марксистским постулатам, отчетливо прослеживаемая патриотическая "надстройка" режима со временем сможет трансформировать его либеральный базис. Однако обе точки зрения — всего лишь прогнозы, и только будущее сможет дать точный ответ на то, какой будет роль В.Путина в грандиозной политической драме, которая разворачивается в России. Все возможные на сегодня "портреты" — лишь беглые наброски с порога гримерной.
Александр СЕРГЕЕВ
1.0x