Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 января 2000

ДУША НАРОДНАЯ

ДУША НАРОДНАЯ
4(321)
Date: 25-1-2000

В книге Ольги Шиковой "От песен рот тесен" ("Палея-Мишин" 1999) собраны произведения русского фольклора разных жанров. Здесь представлены древнейшие области России: Тверская, Владимирская, Псковская. Ольга Шикова — музыковед, филолог, журналист, педагог. Несомненно, ее книга — это вклад в дело сохранения русской национальной культуры. Однако работа Шиковой имеет и педагогическое значение, ведь Шикова, многие годы занимаясь с детьми (начиная с малышей-пятилеток) в общеобразовательных, музыкальных школах, выработала и успешно апробировала собственную педагогическую программу музыкального и духовного воспитания детей. В основе программы Ольги Шиковой — тщательно подобранные образцы русского музыкального фольклора, притом только те, которые она лично собрала в русских деревнях. Часть этого репертуара представлена на страницах данного издания, которое снабжено нотами, описаниями и схемами хореографических рисунков, иллюстрациями.
Предлагаем вниманию читателей отзыв на книгу Ольги Шиковой, который нам предоставил известный русский писатель и публицист Вадим КОЖИНОВ

Книга Ольги Викторовны Шиковой "От песен рот тесен" произвела на меня самое благоприятное впечатление. Я знаком со многими фольклористическими исследованиями, книгами, кстати, у меня даже большая библиотека по фольклористике, и я должен сказать, что "От песен рот тесен" являет собой очень редкий образец органического соединения научности и совершенно живого отношения к фольклору.
А иначе, по-моему, и нельзя писать, потому что когда человек начинает чисто научно подходить к фольклорному произведению, как к некоему объекту, не сопереживая с ним (а в конце концов фольклор — это не объект, это, если угодно, — субъект, со своей волей и проч...), так вот когда человек начинает подходить к народному творчеству с чисто научной точки зрения, тогда происходит умертвление фольклора, так что он, фольклор, предстает в виде каких-то, уже, в сущности, неживых остатков.
Бывает, правда, и противоположная крайность, когда — чисто эмоциональный подход: охи, ахи, вздохи... Это тоже несерьезно. А в книге "От песен рот тесен" есть это органическое сочетание научности (причем научности, за которой явно стоят долгие годы труда, исследования, размышления) — и в то же время совершенно живого отношения.
И что еще очень хорошо. Дело в том, что часто бывает выборочный подход к фольклору, когда стараются найти какой-то как бы истинный фольклор, а остальное, мол, — это нечто даже низкопробное. В книге Ольги Викторовны такого подхода совершенно нет, потому что речь идет о том, в чем воплощается душа народа, а, как известно, дух дышит, где хочет. И поэтому, скажем, так называемый жестокий романс "Начинаются дни золотые" совершенно естественно разбирается Ольгой Викторовной, и ясно, что для народа, который его поет, в этом романсе воплощаются глубокие серьезные чувства. В ресторанной же обстановке романс "Начинаются дни золотые" и звучит, и воспринимается, видимо, уже иначе... Это так же, как знаменитая песня "Окрасился месяц багрянцем" (тоже ведь в конце концов жестокий романс). В народной-то душе она имеет, по-моему, иной смысл: в ней действительно большие, яркие страсти, которые всегда близки душе народа.
Вот именно с точки зрения народного понимания, восприятия и разбираются фольклорные произведения в книге Ольги Викторовны.
Если внимательно изучить историю Русской Церкви, станет очевидным, что: да, время от времени она пыталась вести борьбу с язычеством. Но потом разумные люди Церкви понимали, что действовать так — нелепо. Поэтому очень многие языческие праздники в конце концов оправославились. Даже, скажем, обычай красить яйца на Пасху — это же совершенно языческая вещь! В яйце как бы заключается воскресающая жизнь. Вроде бы этот обычай не имеет прямого отношения к Христу, тем не менее вошел в христианство органически, и никого это не смущает. Подобных примеров можно привести сколько угодно. Такое вот взаимопроникновение древнего, древнейшего язычества — и Православия. По-моему, это одна из очень привлекательных черт нашей Церкви, что она многое из язычества сумела воспринять, ввести в свое священное бытие. Так что когда О. В. Шикова пишет о большой доле язычества в русском фольклоре, это выглядит совершенно право.
И, кстати, я допускаю, между прочим, что найдутся люди, с моей точки зрения, люди просто неразумные, — которые могут упрекать автора с разных сторон. Одни — может быть, и в чрезмерной научности: строжайшим следованиям, допустим, тому тексту, который звучит из уст народных певцов. Автор стремится его буквально транскрибировать. А, допустим, с другой стороны, кто-то может считать, что эта книга, мол, недостаточно научна, так как написана слишком живо, слишком человечно. Но я-то вижу в этом соединении очень ценное достоинство работы О. В. Шиковой.
И еще очень хорошо многообразие: с чисто развлекательных детских песенок — и до жестокого романса. С другой стороны, религиозная поэзия — и сказка... Все это совершенно естественно вошло в книгу "От песен рот тесен", и все это разворачивает очень широкую панораму, несмотря на то, что книга не такая уж и большая и не так много в ней каких-то конкретных примеров, тем не менее в ней дана очень широкая панорама современного продолжения народного творчества.
Мне кажется, что книга Ольги Викторовны Шиковой "От песен рот тесен" могла бы быть совершенно изумительным пособием для любого ученика, любого человека, который, если он хочет быть русским, должен, просто обязан соприкоснуться со стихией фольклора. Так что я безусловно поддерживаю эту книгу и очень хотел бы, чтобы она стала учебным пособием, хотя бы, ну, скажем, факультативным.
От редакции: желающие приобрести книгу "От песен рот тесен" обращайтесь по телефону: (095) 132-72-62 или пишите по адресу: 117296 Москва, до востребования, Шиковой Ольге Викторовне
1.0x