ПРИШЕСТВИЕ АБРАМОВИЧА (Анатомия малоизвестного “олигарха”)
28(293)
Date: 13-07-99
СТРАНА УЗНАЛА о существовании Абрамовича лишь несколько месяцев назад. Узнала прежде всего благодаря страшным усилиям СМИ, входящих в медиа-холдинг г-на Гусинского и изданий, контролирующихся концерном “Газпром”. Дело в том, что "темная парочка" Березовский и Абрамович уже более года ведут активные действия, пытаясь захватить контроль над РАО "ЕЭС" и "Газпромом" — самыми богатыми и дорогими компаниями не только в России, но и во всем мире.
Именно поэтому 32-летний Роман Аркадьевич Абрамович, родившийся и выросший в городе Саратове, предстал пред изумленными обывателями демонической фигурой "планетарного масштаба", выпрыгнув в информационное пространство, словно джинн из бутылки. Стало ясно, что Абрамович должен в глазах общественного мнения "ответить за все" — не только за свои собственные грехи, но и за грехи остальных олигархов. Он — казначей президентской семьи, по некоторым данным выстроивший для Татьяны Дьяченко дачу на Рублевском шоссе и роскошный замок в Германии, компаньон и соратник ненавидимого всеми Березовского как нельзя лучше подходит для роли "козла отпущения", на которого можно свалить вину за развал страны и ее экономики, падение курса рубля, нищету стариков и позор армии — за все, в чем виноват не только он, но прежде всего другие "старшие" олигархи и политиканы.
Реально известно, что Абрамович занялся коммерческой деятельностью только в 1992 году, когда большинство нынешних олигархов уже были весьма состоятельными и могущественными людьми. В том же году начинающий коммерсант попал в поле зрения правоохранительных органов. Так, заместитель прокурора г.Москвы на основании материалов уголовного дела № 79067, возбужденного следственным управлением ГУВД г.Москвы санкционировал в отношении Абрамовича меру пресечения — заключение под стражу в порядке ст.90 УПК РСФСР. Впоследствии данное дело было направлено в г.Ухта республики Коми (речь шла о хищении дизельного топлива с Ухтинского НПЗ), где благополучно растворилось в ворохе бюрократи- ческих бумажек, а сам Абрамович остался на свободе. За следующие три года способный молодой человек создал по крайней мере пять фирм: ИЧП "Фирма "Супертехнология-Шишмарев", АОЗТ "Элита", АОЗТ "Петролтранс", АОЗТ "ГИД", фирма "НПР", занимавшихся производством нефтепродуктов и посреднической деятельностью.
Тандем Абрамович—Березовский возник в 1995 году, когда они вместе создали ЗАО "П.К.Траст" и приступили к операции по овладению компанией "Сибнефть", образованной, согласно указу президента от 24.08.95 № 872, в обход утвержденной законом структуры нефтяной отрасли. По оценкам рейтинговых агентств, “Сибнефть”, владеющая перспективными месторождениями в Западной Сибири и прекрасно оборудованным Омским НПЗ, сразу же вошла в двадцатку крупнейших нефтяных фирм мира.
В течение года Абрамович и Березовский учреждают еще 10 фирм: ЗАО "Меконг", ЗАО "Центурион-М", ООО "Агроферт", ЗАО "Мультитранс", ЗАО "Ойлимпекс", ЗАО "Сибреал", ЗАО "Форнефть", ЗАО "Сервет", ЗАО "Бранко", ООО "Вектор-А", многие из которых были использованы ими для приобретения акций ОАО "Сибнефть". И уже в июне 1996 года Абрамович вошел в состав совета директоров АО "Ноябрьскнефтегаз" (одна из дочерних компаний "Сибнефти"), а также стал главой московского представительства "Сибнефти".
Позже Счетная палата РФ признала приватизацию "Сибнефти" нецелесообразной (государство при продаже акций потеряло 18,6 трлн. рублей), поскольку доходы от продажи всего в 1,7 раза превы- шают прибыль головной компании ОАО "Сибнефть". Но дело было сделано, и еще мало кому известный Роман Абрамович оказался одним из ведущих нефтепромышленников страны. Характерно, что настоящим хозяином "Сибнефти" стал не "всемогущий" тогда Березовский, а тихий и незаметный Абрамович, получивший в личную собственность 36% ее акций.
Примерно тогда же Абрамович стал и руководителем швейцарской трейдинговой компании "Руником", на счета которой, по мнению экспертов, попадают деньги "Сибнефти" и ее "дочек" вроде "Ноябрьскнефтегаза" и Омского НПЗ.
Сейчас многие либеральные СМИ обвиняют Абрамовича в уклонении от уплаты налогов и подсчитывают миллиардные суммы, которые он задолжал российскому народу и государству. Их пафос может вызвать умиление, если вспомнить, что в стране практически нет коммерческих организаций, которые бы не пытались увести свои прибыли от налогообложения (особенно отличились на этом поприще все те же "Газпром" и РАО ЕЭС).
Говорят, что в круг людей, близких президенту Ельцину, Абрамович был введен все тем же Березовским. Спокойный, рассудительный и всегда веселый, он быстро приобрел чрезвычайное влияние на многих членов президентской семьи, особенно на Татьяну Дьяченко и Наину Ельцину. Правда, его магнетическое очарование вызвало крайнюю неприязнь у отставного фаворита семьи Анатолия Чубайса.
Впрочем, Абрамович не остался в долгу и уже в начале 1998 года “наехал” на Чубайса, выдвинув свою кандидатуру на должность руководителя РАО "ЕЭС", а осенью того же года организовав слушания по вопросу о Чубайсе в Госдуме.
Характерно, что Роман Абрамович пока не использовал свое влияние в чисто политических целях, активно лоббируя экономико-политические проекты. Именно он расторг уже объявленный союз между "Сибнефтью" и "Юкосом" по созданию объединенной нефтяной компании "ЮКСИ" (21 мая 1998 года). Зам. председателя правления нефтяной компании "ЮКСИ" В. Козаков вынужден был заявить, что теперь "Юкос" и "Сибнефть" работают независимо друг от друга.
На союзе между "Сибнефтью" и "Юкосом" настаивали и Борис Березовский, и Михаил Ходорковский. Его создание было согласовано с Александром Смоленским, Владимиром Гусинским и Виктором Черномырдиным. Но позиция Абрамовича оказалась решающей, а Березовский окончательно перешел на роль даже не равноправного, а скорее младшего партнера молодого, но прыткого олигарха.
Лишь в последнее время, видимо, в связи с участившимися "наездами" во враждебных СМИ и перспективами скорого передела власти, Абрамович стал проявлять острый интерес к политической жизни. Он не только не успокоился, посадив многих своих людей в очевидно временное правительство Степашина, но попытался сблизиться с мэром Москвы Юрием Лужковым. Как утверждают аналитики, его авансы пока остались без результатов "из-за неприятия Лужковым связи Абрамовича и Березовского...".
Однако после первых неудач Абрамович не пал духом и ввел в действие другой вариант "подстройки под Лужкова". В соответствии с этим вариантом министр атомной энергетики России Евгений Адамов предложил Лужкову включить финансовую структуру Минатома, "Конверсбанк" — в АФК "Система", принадле- жащую Лужкову через родственную связь с Евгением Евтушенковым. Однако и это предложение Лужков пока отклонил.
По прогнозам аналитиков, сейчас Роман Абрамович при поддержке местного еврейского лобби, в составе которого находятся В.Юмашев, Кох, Уринсон и др., может активно вступить в борьбу с враждебными олигархическими группировками. Его ближайшие задачи — отразить диффамационные удары медиа-структур Гусинского и хотя бы частично нейтрализовать столь грозного противника, а также убрать от руководства "Газпромом" Вяхирева и Черномырдина, для того чтобы переключить на себя громадные финансовые потоки этой корпорации.
Кстати, последнее заявление министра топлива и энергетики Виктора Калюжного о предстоящем переходе “Газпрома” и РАО ЕЭС в лоно государства, также рассматривается аналитиками как очередной ход Абрамовича в борьбе за эти естественные монополии.
1.0x