Авторский блог Редакция Завтра 03:00 21 июня 1999

ЖИВ МУЖИК!

Author: Лариса Исаева
ЖИВ МУЖИК!
25(290)
Date: 22-06-99
ИМЯ ФЕРМЕРА Валерия Соловьева из подмосковного села Орудьево у многих на слуху, и не только в этих краях. Под аккомпанемент заунывных сетований на крушение крестьянских хозяйств он на своих 43 гектарах земли, часть из которых арендует, добивается феноменальных результатов. От своих коров хозяйство Соловьевых надаивает по 8 тысяч литров молока — почти в пять раз выше, чем в среднем по району.
Голландцы из провинции Флеволенд, побывав у него в гостях, восхитились отлаженной технологией и научным подходом к составлению кормовых смесей. Во Флеволенде надаивают по 13 тысяч литров молока в год от каждой буренки, но Соловьев считает, что вполне может потягаться. Его любимцы — удойные Белянка и Ночка — идут вровень с заморскими...
По приглашению Международной академии лидеров бизнеса и программы “Послы американского народа” Соловьев побывал в Америке, где ему вручили почетный “Факел Бирмингама” — авторитетную награду за усилия в области развития частного сектора.
Его можно без всякого преувеличения назвать народным дипломатом от фермеров. В гостях у него перебывали представители многих стран мира.
Профессор Мичиганского университета Джон Билл провел в гостях две недели, знакомясь с фермой и дотошно записывая результаты надоев. Ему было что посмотреть: в коровнике установлена современная бельгийская аппаратура, холодильные камеры, водонагреватели. Заходить туда можно и в тапочках, коровы сыты и ухожены. До пастбища рукой подать, чтобы не утомлять их дальними перегонами.
Джон записал русский рецепт кормов и даже пробовал их на вкус: пшеничные и ржаные отруби, кукуруза, жмых, минеральные добавки, крупная соль... После вечерней дойки Соловьев непременно подкинет еще сухого сенца, чтобы не было расстройства желудка.
Не раз гостил на ферме и известный специалист по выращиванию экологически чистой продукции Трогер Гро из американского штата Айова. Ходил босиком по подмосковной земле, пробовал парное молоко, удивляясь: “Когда вы успели добавить в него сахар?” (что неудивительно при жирности в 5,5 %). И добавлял: “Господин Соловьев, вы ходите ногами по долларам — у вас вся продукция должна перерабатываться!” Соловьев и сам знает, что поставлять на рынок продукцию сырьем себе в убыток, он уже начал строить свой завод по переработке молока и новый коровник, но денег пока хватило лишь на фундамент...
“Удачливый ты, Соловьев!” — иной раз завистливо вздохнут его собратья по профессии. Но удача эта дается тяжким трудом, и с ладоней Валерия Константиновича, его жены и трех сыновей не сходят мозоли. Прав был фермер Николай Москвин, когда на “презентации” фермерского хозяйства подарил хозяину... рабочие рукавицы.
Пригодились они и на коровнике, где стоят 75 коров, телят и два племенных быка-производителя, и на свинарнике, заведует которым его супруга Таисия Васильевна, и на поле, где выращивают корма, и на двух стройках, грозящих без финансовой помощи государства превратиться в долгострой... В отличие от “новых русских”, окруживших село многоэтажными коттеджами, фермер и не мечтает пока о новом доме. Живет его большая семья — он, жена, трое сыновей и снохи — в небольшом деревянном пятистеннике из трех комнат, который когда-то выделил ему совхоз.
Где черпает фермер силы для своего нелегкого труда, порой по восемнадцать часов в день? “Вся родословная моя такая, — искренне удивляется вопросу Валерий Константинович. — Еще до революции бабушка Устинья и дед Тимофей держали в Саратовской губернии большое хозяйство, восемь коров. Потом, как водится, их раскулачили... Но и отца с матерью вся наша Милорадовка знала как умельцев на все руки”. Своего сына они научили всякому крестьянскому труду — он и дояр, и комбайнер, и тракторист, и редкий специалист по правке стогов...
За “главнокомандующего” в семье Соловьевых, однако, его супруга Таисия Васильевна. О ней он готов говорить часами — и как познакомился впервые, увидев в сельском магазине девушку с длинными косами, и как сделал ей в тот же день предложение, и какая она у него мастерица — что пироги печь, что по хозяйству управляться, что теленка семимесячного выходить...
С Соловьевым ей приходится нелегко — слишком одержимый, увлеченный у него характер, легкий на перемены. Что заставило его однажды сорваться из Милорадовки и переехать к сыну в Дмитров? Таисия Васильевна работала в то время завмагом, а он подогнал машину, погрузил вещи и — перевез в совхоз, где ей пришлось осваивать специальность телятницы. А затем, добившись лучших результатов по выращиванию молодняка, основал собственное фермерское хозяйство. Зачем?
— Да я мечтал об этом всю жизнь, чтобы иметь свою землю, быть на ней хозяином, — признается Валерий Константинович. — И сердцем почувствовал, что мое время настает, когда вышел Закон о крестьянских и фермерских хозяйствах.
Давалась свобода нелегко. Но его любимая поговорка: “Глаза страшатся, а руки делают”. Полгода Соловьев обивал пороги чиновников, оформляя аренду на землю. А когда начал вставать на ноги, директор совхоза “Орудьевский” приказал отключить ферму от электричества: мол, что тут за конкуренты появились. Случилось это зимой, когда опоросилось четверо свиноматок...
Зато теперь у Соловьева собственная подстанция. И дорогу он проложил свою до пастбища, и пруды свои завел.
В селе отношение к фермерам изменилось, все видят, каким потом достается ему право быть хозяином и самому распоряжаться своей судьбой. А сначала все было — и зависть, и откровенное вредительство. Задумал как-то младший Соловьев, Константин, разводить в прудах форель. И уже нагуляла жирок молодь, да кто-то взял и высыпал химикаты прямо в пруд... Погибла форель, а могло хозяйство стать и рыбоводческим.
Но открытый по натуре “Соловей”, как называют его соседи, не таит обиды. И с другими фермерами у него наладились добрые отношения. “В одиночку нам не выжить”, — рассуждает он. Пока ведутся разговоры о создании МТС, лизинге сельскохозяйственного оборудования, члены ассоциации дмитровских фермеров без лишних слов помогают друг другу. К примеру, Павлу Муничкину из Рогачева нужны были трактора, которые есть у Соловьева. А взамен тот попросил косилку, кран, экскаватор. С Александром Косоусовым из деревни Афонасово Валерий Константинович поделился минеральными удобрениями, а когда понадобилось, взял у него комбайн...
— Отец не может без общения с людьми, все его знают, и он знает всех, — замечает с улыбкой Константин. И точно, будто светится в нем огонек, который зажигает других. Знают Соловьева в Дмитровской центральной больнице, Доме для престарелых, детском приюте... То привезет туда огромную флягу с молоком, то свежее парное мясо. “Это все Таисия Васильевна, — машет он рукой. — Так мы решили на семейном совете”.
Есть в этой семье неистребимая вера в Бога, жажда творить добро. Может, от того исполняются все их задумки, сбываются самые нереальные мечты — несмотря на неизбежные препятствия, сопутствующие новому.
Бывают у Соловьева и “черные” дни, когда наваливаются проблемы с миллионными долгами банкам, тяжкими думами об отсутствии государственной поддержки, без которой крестьянину не выжить... Но как уйти с этой земли, в которую вложено столько труда?
Валерий Соловьев верит в свою удачу. Недаром у него на ферме свили гнездо ласточки. Год назад кот схватил одну из птиц, но ее успели вызволить и выходить. С тех пор ласточки поселились под крышей коровника. Говорят, они приносят в дом счастье...
1.0x