Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 марта 1999

ВЕЛИКИЙ БЛЕФ АМЕРИКИ

Author: Валентин БОРИСОВ
ВЕЛИКИЙ БЛЕФ АМЕРИКИ (Или на кого работают Сергеев и Примаков)
12(277)
Date: 23-03-99
В КОНЦЕ ЯНВАРЯ в Санкт-Петербурге в 12 часов дня не выстрелила пушка у Адмиралтейства. Отсырел порох. Такого позора Россия не знала никогда со времён Петра Великого. Русское время остановилось…
Список военных потерь ельцинской России огромен. Стоят и ржавеют на стапелях недостроенные корабли, ВВС не могут закупить новые самолёты, практически полностью утрачена стратегическая бомбардировочная авиация, развален военный космос. Количество современной военной техники в войсках сократилось до 20% (по официальным данным, а на сколько реально, не знает никто). Продан на металлолом гордость русского флота "Варяг", гниют на рейдах атомные ракетные подводные лодки. Развалена вся оборонная промышленность. В России больше нет электронной промышленности, в упадке приборостроение. Куда дальше?
В этих условиях президент США в очередной раз объявил о продолжении работ по созданию системы ПРО Америки и потребовал от России ратификации договора СНВ-2. Организованы "утечки" информации о неком "прогрессе" США в разработке ПРО и их готовности выйти из договора по ПРО 1972 года. В нашей демпрессе в очередной раз поднята кампания за немедленную ратификацию СНВ-2, как-де единственное средство "умиротворения" США. На ратификацию брошены такие "верные" кадры, как Жириновский и маршал Сергеев, чья преданность трону не обсуждаема. Комдессю и МВФ просто давят Примакова — деньги в обмен на СНВ-2.
Что же на самом деле стоит за американским натиском? Насколько серьезны их угрозы?
Как специалист в этой области отвечу коротко — все это огромный блеф! Без ратификации Россией договора СНВ-2 и уничтожения ею своих тяжелых ракет, США в течение 15–20 лет не способны создать более-менее эффективную систему ПРО!
НАМ ХОРОШО ИЗВЕСТНО, что основу разрабатываемой американской системы ПРО должны составлять космические лазерные станции, лучи которых могли бы "достать" любую запущенную ракету, где бы ни был произведен её пуск. Как резервный вариант разрабатывались кинетические ракетные перехватчики, которые должны были размещаться в космосе на специальных станциях или автономно, а также на земле. На разработку системы были выделены огромные средства — в течение 5 лет было израсходовано около 15 миллиардов долларов. В итоге пятилетних разработок выяснилось, что "непроницаемый щит" на основе лазерных станций обойдётся США в сумму, превышающую 500 миллиардов долларов, и в 15-20 лет интенсивных разработок. При этом его эффективность не превышает 56%. Поэтому параллельно с ним должен был быть развернут эшелон кинетических ракетных перехватчиков, число которых, по самым скромным расчётам, должно было быть около 100 тысяч штук при стоимости каждого около 2 миллионов долларов.
Подобные расходы были не по карману даже США. Поэтому результат первых лет разработки системы оказался неутешительным — система не получалась. Идея СОИ "мумифицировалась" до лучших времен.
Потом был Горбачёв и развал СССР, "сокращения" вооружений, разгон союзников по Варшавскому Пакту.
Соглашение СНВ-1 уже вносило диспаритет в соотношение стратегических вооружений СССР и США и было выгодно преимущественно США, но оно ещё не создавало непосредственной опасности для СССР, так как сохранявшиеся вооружения были вполне достаточны, например, для нанесения удара возмездия по любому противнику, не исключая США.
Но почти сразу началось наступление на российский военный космос. Поводов для этого каких только не выдвигалось. Сегодня самый ходовой тот, что США-де прекратили большинство работ по программе СОИ и заявили о том, что они не намерены создавать сегодня систему ПРО с элементами космического базирования и не разрабатывают космические перехватчики со скоростью перехвата более 5,5 км/с. Переводя на понятный всем язык, поясню, что скорость спутника перехватчика прямо связана с шириной спектра перехвата баллистической ракеты. Если на скоростях 2-2,5 км/с на гарантированный перехват ракеты необходимо три перехватчика, то на скоростях свыше 5,5 км/с точность наведения возрастает на порядок, так как резко увеличивается время на обработку цели. И вероятность перехвата приближается к величине 0,9 — 1. Однако заявления заявлениями, а реальность несколько иная. И хотя финансирование этих программ действительно сократилось с 250 млн. долларов в 1991 году до 20 млн. в 1992 году. Но уже в 1996 году на эти работы было выделено 88 млн. долларов, а в нынешнем — 91 млн. То есть на самом деле работы по созданию орбитального перехватчика идут полным темпом. Тем более, что еще в 1991 году США провели летные испытания одной из систем. У нас же, за исключением устаревшей морально и физически модели перехватчика, предложенной НПО "Салют", никаких других разработок нет и идет полное свертывание этой тематики. Американцы давно занимаются малогабаритными перехватчиками "ВР" — "бриллиантовые камешки", где вес перехватчика уменьшен до 37,5 кг. Наш же салютовский "истребитель" должен был иметь вес свыше тонны. И значит, наш носитель "Протон" выводил на орбиту всего шесть спутников, а американская баллистическая ракета — десять боеголовок весом всего 130 — 140 кг. Несложно подсчитать, что с учетом расчета даже два перехватчика на одну головную часть мы попросту разорялись до нитки на одной доставке на орбиту достаточного количества перехватчиков. Ведь на 1300 кг. американской РГЧ нам надо было вывести на орбиту минимум 26 тон перехватчиков. Кстати, один килограмм забрасываемого на орбиту груза нам обходится в 1 000 долларов.(Американцам — 4500долларов) Совокупный же залп американских СЯС порядка 1100 тон…
САМЫЙ СТРАШНЫЙ УДАР обороноспособности России нанес Ельцин. Сначала он сделал всё возможное для развала СССР, при котором большая часть советских баллистических ракет, и почти вся стратегическая авиация остались за рубежом. Там же осталась и значительная часть средств, обеспечивавших управление стратегическими вооружениями, прежде всего радиолокационные станции ПРО, пункты слежения за космосом и т.п. Под патронажем Ельцина было заключено и самоубйственное соглашение о сокращении стратегических наземных вооружений "СНВ-2". Ужас этого соглашения заключается даже не в том, что Россия будет иметь существенно меньше ядерных средств. Ради Бога, пусть их будет меньше, но достаточно для того, чтобы нас не трогали. Самое страшное заключается в том, что при реализации этого соглашения ракетно-ядерные вооружения России в своем количественном и качественном отношении приближаются к самой грани опасного порога ядерного противостояния, при котором система ПРО США становится технически реализуемой, имея приемлемые эффективность и стоимость. По мере совершенствования средств ПРО США допустимая высота этого порога будет непрерывно повышаться и неминуемо окажется выше, чем уровень стратегических вооружений, установленный для России соглашением СНВ-2. Именно поэтому сегодня США вспомнили о СОИ. И вот почему.
Главный удар соглашение СНВ-2 наносит по российским межконтинентальным ракетам с разделяющимися головными частями, получившими на Западе название "Сатана". Эти ракеты, несущие по 10 боевых блоков, необходимо перехватывать до разделения их головных частей на блоки. В противном случае потребуется перехватывать вместо одной цели десяток, да ещё и искать эту цель среди множества ложных целей, которые выбрасываются вместе с боевыми блоками по завершении активного участка траектории ракеты.
Но после ликвидации этих ракет, при отсутствии у России системы ПРО, создать которую современная Россия не может в силу своего бедственного экономического положения, постепенно становится возможной победоносная для США ядерная война. Выиграв такую войну, можно получить в награду мировое господство. Поэтому возня господ демократов вокруг этого соглашения носит ярко выраженный предательский антирусский характер, то есть является изменой Родине с вытекающими отсюда юридическими последствиями.
СЕГОДНЯ ДЛЯ АТАКИ РАКЕТЫ до разделения головной части, средства перехвата должны быть размещены недалеко от точки старта (не более 2-2,5 тысяч км). Единственно возможным местом такого размещения средств перехвата является космическое пространство. Причём эти средства должны быть расположены достаточно плотно с тем, чтобы хотя бы одно из них за время существования факела двигателя ракеты, составляющее всего 3-5 минут, было способно до неё долететь при приемлемом значении требующейся для этого скорости. Если же одновременно из ограниченной области земной поверхности стартуют несколько ракет, то необходимо соответственно и большее число перехватчиков, причем, поскольку момент старта неизвестен, эти перехватчики должны быть равномерно распределены вокруг всей земли. Сосредоточить их над точками предполагаемых стартов, используя классический военный приём сосредоточения сил на главном направлении удара, невозможно. Что делает систему ПРО неэффективной.
Замена же многозарядной "Сатаны" моноблочным "Тополем" приводит к тому, что средствам ПРО становится принципиально безразлично, на каком участке траектории они будут осуществлять перехват, и поэтому они могут быть установлены в непосредственной близости от защищаемых объектов. Требования к радиусу действия перехватчиков при этом существенно снижаются. В результате соответственно уменьшается и стоимость перехватчиков, и системы в целом.
Аргументы сторонников замены существующих ракет на ракеты "Тополь" опираются на способность последних к защитному манёвру. Но это преимущество существенно снижается вследствие того, что разрабатываемые за рубежом перехватчики также обладают высокими маневренными возможностями и наводятся на цели из космоса, откуда регистрируются все маневры атакующей ракеты. А с вводом в строй лазерных средств перехвата, например, размещённых на самолётах (вводятся в строй в 2007 году), это преимущество будет сведено к нулю. В этих усло-виях наиболее эффективным способом борьбы со средствами ПРО является их перегрузка за счёт одновременного пуска большого числа ракет или, что дешевле, пуска многозарядных ракет и ложных целей. Каждый из боевых блоков такой многозарядной ракеты при отсутствии у противника космических средств перехвата эквивалентен ракете "Тополь". Что касается защитного манёвра боевых блоков — то вот обширное поле для модернизации существующих ракет.
Поэтому, в случае ратификации соглашения СНВ-2 Государственной думой России, закрепляющей отказ России от использования ракет с разделяющимися головными частями, американцы при создании системы ПРО, очевидно, сделают акцент на разработку наземных средств перехвата. Которые только из-за невыведения на орбиту стоят примерно в 7-10 раз дешевле, чем средства, размещаемые в космическом пространстве. Теряет смысл и создание наиболее дорогостоящего компонента системы — космических лазерных станций с радиусом действия в несколько тысяч км. Достаточной становится дальность действия в несколько сот км, уже достигнутая в настоящее время в экспериментальных установках. Стои-мость же лазерной станции при таком уменьшении дальности снижается, по меньшей мере, раз в 10. Тем более, что сроки создания космических лазерных станций с большой дальностью действия в настоящее время вряд ли могут быть названы достаточно точно, так как требуется создание и внедрение принципиально новых уникальных технологий, которые находятся за пределами современных возможностей США. Кроме того, сама космическая техника, которая должна много лет работать в космосе без обслуживания, стоит значительно дороже, чем наземная.
Расчёты показывают, что если соглашение СНВ-2 не будет ратифицировано и "Сатана" останется на боевом дежурстве, США для обеспечения необходимой эффективности системы ПРО должны будут создавать космический эшелон этой системы, стоимость которого, по самым оптимистическим прогнозам, составит не менее 500 миллиардов долларов, что надолго задержит её развёртывание. Кроме того, на этом пути США ожидает серьёзное препятствие в виде Договора по ПРО 1972 года, запрещающего размещение в космосе элементов системы ПРО (статья V, п.I).
Более того, военные аналитики считают, что ракетно-ядерные вооружения в их сегодняшнем виде доживают свой век. Им на смену должно придти высокоточное неядерное оружие или ядерное, но с очень низкими тротиловыми эквивалентами (не более 1-10 килотонн). Доставка этого оружия к цели потребует применения принципиально других средств, чем ныне существующие ракеты. Кстати, до сего дня мы лидируем в разработке и создании крылатых ракет большого радиуса, которые вообще не поражаются космическими средствами. Именно поэтому США в настоящее время не ведут разработок новых межконтинентальных баллистических ракет, способных нести головные части массой в несколько сот кг, справедливо считая, что до момента начала широкомасштабного внедрения высокоточного оружия они проживут и на существующих баллистических ракетах. Ведутся лишь работы по модернизации этих ракет. Определённые надежды возлагаются на космические бомбардировщики, разработка которых начата ещё в 80-х годах. Их появления в космосе можно ожидать в период между 2010 и 2020 годами. Вполне вероятно, что они, как средства, обладающие гораздо более широкими возможностями, например, маневренностью, многоразовостью применения и т.п., постепенно заменят межконтинентальные баллистические ракеты.
Россия также могла бы прожить этот период, не производя замены всего парка ракет. По крайней мере, тех ракет, которые в России уже существуют, до 2007-2010 года хватило бы. К тому же, сохранив их, мы могли бы втянуть США (как в середине семидесятых годов они нас), в изматывающую и, главное, бессмысленную процедуру вбухивания денег в пресловутую СОИ.
ЕСЛИ У РОССИИ СОХРАНЯТСЯ баллистические ракеты с РГЧ, то США необходимо вывести на орбиту около 100 000 своих перехватчиков, что делает ПРО нежизнеспособной по причине чрезвычайной громоздкости. Но если удастся заставить сократить Россию свои ракеты с РГЧ, то задача на порядок упрощается. Количество перехватчиков снизится с 100 000 до 5 000, а если еще и вывести на орбиту спутники со скоростью, превышающей 5,5 км/с, то и вообще до 1500 — 2000 перехватчиков весом до тридцати килограммов каждый. Такую компактную систему уже вполне реально развернуть даже при современном уровне технологий.
Именно этим сегодня США и заняты. Всячески настаивая на ратификации СНВ-2, они продолжают работы над созданием нового космического перехватчика. И когда эти работы будут закончены (а это где-то 2003 — 2005 гг.) США легко в течение двух-трех лет развернут эту систему, имея возможность вывода на орбиту в год порядка 470 тонн груза, даже не прерывая других космических программ. У России же к этому моменту не будет ни собственных эффективных перехватчиков, ни ракет с РГЧ, чтобы компенсировать американскую ПРО, ни, что самое главное, — научно-технического потенциала для их создания и запаса времени для этого. Тогда США будут с нами говорить совсем по-другому…
Но у наших ракетных генералов прорезался зуд — всё порезать, но "Тополь", ракету относительно слабую, которую никак нельзя назвать ракетой XXI века, внедрить как средство основное и единственное. Вот и тщатся они, и доказывают, что "Тополь" — панацея от всех бед и что он один должен заменить всё существующее. В результате уничтожаются ракеты, которые ещё долго могли бы находиться на боевом дежурстве, а все средства, отводимые бюджетом на оборону, перекачиваются на изготовление ракет "Тополь", оставляя тем самым без финансирования важнейшие элементы обеспечения обороноспособности страны.
Стыдно должно быть и министру обороны — ведь он считает себя доктором наук.
Особенно стыдно должно быть нашим генералам от науки, обосновавшим это позорище, пропагандирующим СНВ-2 в прессе и с экранов телевизоров, затыкающим рот тем, кто пытался сказать правду об этом соглашении гражданам России.

Генерал-лейтенант Валентин БОРИСОВ,
Воздушно-космические силы России

1.0x