ИНСТРУКЦИИ МВФ
49(262)
Date: 08-12-98
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА Ликвидировать дискреционные права ЦБ. Ввести полное резервирование денежной базы (наличных рублей в обращение и остатков на счетах в центральном эмиссионном институте). В условиях реальной долларизации России самой естественной представляется форма currensy board (применяемая в Эстонии, Аргентине, Болгарии, Литве, Гонконге), но политические соображения могут способствовать введению золотого стандарта. Во втором случае резервы должны быть переведены в ту или иную золотую форму.
Отменить поддержку национальной платежной системы со стороны ЦБ, отделить ее от ЦБ и продать в собственность банкам-участникам, возможно — с распределением акций пропорционально их фактическому в ней участию. Отменить обязательное банковское регулирование. Продать госдолю в банках (ВТБ, ВЭБ, Сбербанке и совзагранбанках) с возможной передачей всей выручки на рекапитализацию Сбербанка в части вкладов населения на момент реформы. Отменить ограничения на торговлю золотом.
ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДОЛГА Прекратить чистые заимствования, осуществляемые федеральным бюджетом или гарантированные Российской Федерацией. В течение трех месяцев провести общую ревизию и выверку федеральной задолженности. Полностью обратить "доход ЦБ" на цели обслуживания госдолга.
Краткосрочный рублевый долг. Осуществить фактическую дополнительную монетизацию долга в результате девальвации. Списать ту часть долга, которая находится в распоряжении ЦБ. Возможна принудительная конверсия рублевого госдолга с увеличением сроков и понижением процентов (оправдание — избежание его полной монетизации и обесценивания). В любом случае немедленно прекратить связанные заимствования и выдачу федеральных гарантий.
С другой стороны — имеет смысл в одностороннем порядке списать всю или значительную часть практически безнадежной задолженности развивающихся стран СНГ. Тем самым ликвидируется источник коррупции и частично погашается негативное восприятие нашей конверсии.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Провести максимально глубокую децентрализацию бюджетной сферы. Принять как общее правило, что налогообложение — то есть установление налогов и их ставок, а также их сбор — является прерогативой регионов ("субъектов федерации"). Оставить в федеральном распоряжении, в порядке исключения, резко ограниченное число налогов (возможно, равный подушный сбор и сбор на добычу нефти и газа; может быть — на производство спирта), зафиксировав их как обеспечение чрезвычайных обязательств Российской Федерации, прежде всего пенсионных. Передать формирование федерального бюджета в ведение регионов (верхней палаты парламента). Предоставить регионам право договариваться между собой о размере и порядке отчислений на формирование федерального бюджета.
Провести срочную ревизию немонетарных активов казны (алмазные фонды и т. д.). Прекратить их пополнение, отменить ограничения на обращение этих активов, существующие активы передать в особый фонд обеспечения безусловного внешнего долга. Ликвидировать федеральную налоговую службу, таможенную службу.
Рекомендовать регионам ориентироваться на унифицированные и невысокие ставки налогов (без прогрессии) с упрощенным механизмом. Возможно, ввести эти ставки на федеральном уровне на время перехода к регионализации налогового дела.
ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ Прекратить прирост федерального регулирования. В течение шести месяцев провести ревизию существующего корпуса федеральных регулирующих документов и учреждений с отменой и ликвидацией большей части из них и переводом оставшихся в сертификационной режим. Исключение — ограниченный круг стратегических вопросов, требующих полноценного контроля (расщепляющиеся и отравляющие вещества и т. д.).
Очевидно требуют немедленной отмены — регулирование транспортной деятельности, валютный контроль, экспортный контроль (с возможным исключением контроля за вывозом продукции, используемой для производства оружия массового поражения), контроль за качеством продукции контроль за обращением ценных бумаг, контроль в области печати и СМИ.
Дерегулировать доступ к каналам вещания и радиочастотам. Приватизировать телекомпании и ликвидировать предоставление и поддержку привилегий в этой области.
В целом стремиться к передаче регулятивных функций на уровень регионов.
Ликвидировать (возможно — запретить) федеральную поддержку монопольного статуса так называемых "естественных монополий". Ликвидировать наиболее одиозные искусственные монополии в электроэнергетике и связи.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Исходить из того, что уровень республик/краев/областей уже стал основным полем политической деятельности, где проявляется весь спектр взглядов. Отказаться от догмы, будто региональный чиновник, перейдя на федеральный уровень, тем самым начинает лучше разбираться в неких общероссийских интересах. Опираться на то, что период 1991-1998 годов окончательно доказал устойчивость территориального единства России как страны русского народа и позволяет отмести разговоры о "распаде" как демагогию. Политика "слабого центра" может привести к распаду страны только в том случае, если ее составные части сами стремятся к выходу, как это было в случае СССР. К России это уже не относится.
Предложить регионам (их руководителям) вступить в своего рода "большое соглашение": в обмен на резкое расширение прав регионов они принимают совместное обязательство, содержащее минимальный список гражданских прав и свобод, единообразно признаваемых в России, а также гарантии единства России (свободное перемещение граждан, полное взаимное признание прав собственности, свободное распоряжение граждан собственностью на всей территории России, запрет на введение внутренних пошлин и дискриминацию межрегиональной торговли). Может быть — предоставить Совету регионов право объявлять региональный референдум, чтобы население региона могло выразить свою позицию в тех случаях, кода местное руководство принимает решения, кажущиеся очевидно безрассудными и вредными.
Немедленно и без всяких условий признать независимость Чечни. Предложить то же Осетии, Туве, Дагестану — в случае их отказа рассматривать их как рядовые регионы.
СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА Немедленно передать на места (республики/области/края/города) полное руководство милицией и аналогичными учреждениями (включая финансирование, утверждение штатов и формирование).
Оставить МВД как консультационный орган, существующий на средства областных милиций и выполняющий те функции, которые они сочтут на него возложить (учет преступности, стандартизация, подготовка кадров и т. д.). Полностью ликвидировать внутренние войска и прочие федеральные военизированные структуры, не входящие в состав регулярной армии.
Этот текст является официальным документом МВФ и Мирового Банка и существует в сети InterNet
1.0x