Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 ноября 1998

КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ ТОНЕТ

Author: Юрий Козлов
КОРАБЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ ТОНЕТ
45(258)
Date: 10-11-98
Роман Александра Проханова “Чеченский блюз” — не просто “военный” роман, но роман “сознания”, а именно русского сознания, мучительно, непоследовательно, рывками пытающегося осмыслить происходящее на исходе ХХ века со страной и живущими в ней людьми.
Мне уже приходилось писать о том, что новая российская реальность, если принять ее за некое уравнение, не решаема с помощью имеющегося в распоряжении писателя обычного художественного “инструментария”. “Чеченский блюз” — счастливое исключение из этого правила. Решение рождается из правды. Правда сама расставляет все по своим местам, выступает в роли организующей и структурирующей силы, даже не столько литературного текста романа, сколько “живой жизни”, отражаемой в романе, как в зеркале.
Есть литературные произведения, умышленно разбивающие это зеркало, ранящие осколками душу читателя. Собственно, на перманентное “разбитие” зеркала ориентирована вся информационная политика в современной России. “Чеченский блюз” — это попытка пробиться сквозь слои пыли к истинному отражению.
Попытка удачная благодаря точно угаданному конфликту двух характеров — офицера Кудрявцева и банкира Бернера. Смертельное противостояние этих двух (знаковых для судьбы России) характеров — и есть главная драма, трагедия конца тысячелетия. Чеченская война в данном случае явилась одним из немногих ее проявлений, той самой верхушкой айсберга, подводная часть которого пропорола вдоль ватерлинии “Титаник” — Россию.
То, что происходит в России сейчас, — это безмерное усиление мира Бернера и безмерное же ослабление мира Кудрявцева. И Александр Проханов объясняет причины усиления одного мира и ослабления другого. Бернер — человек нового, “революционного”, содержания, которое он “закачивает” в прежние опустевшие формы. Кудрявцев же — человек традиции, “формы”, офицер, выполняющий приказы, даже несмотря на их видимую абсурдность, человек, готовый отдать жизнь за такие несуществующие для представителей другого мира понятия, как честь, достоинство, любовь к Родине.
Однако суть романа — в разрешении вечного вопроса о том, что же первично: долг, ответственность, форма, “держащая” страну, то есть государственное сознание, — или воля, во имя своих интересов разрушающая государство, а вместе с ним миллионы жизней “малых сих”, воля, отрицающая любые препятствующие ей формы.
В принципе это конфликт кануна Второго Пришествия. Особенность российской ситуации в том, что идет “невидимая миру” борьба изнемогающего народа и, так сказать, “коллективного Антихриста”. Но есть все основания предполагать, что от того, как разрешится это противостояние, во многом зависит судьба человеческой цивилизации. И в этом смысле роман Александра Проханова “Чеченский блюз” — фронтовая песня, пробуждающая во всех сражающихся на стороне правды, сочувствующих правде, знающих правду (а ее по большому счету сейчас знают все) мужество и веру.
1.0x