Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 октября 1998

ЭТО — ВЕРЕЩАГИНЦЫ [ ВЫСТАВКИ ]

ЭТО — ВЕРЕЩАГИНЦЫ ВЫСТАВКИ
40(253)
Date: 06-10-98
В Москве открылась и действует постоянная экспозиция Студии художников им. В.Верещагина МВД РФ, посвященная 200-летнему юбилею Министерства внутренних дел России. Ожидается, что экспозиция Студии, созданной в 1970 году, в самые что ни на есть “застойные” времена, станет в наши дни посещаемой.
О, благословенные времена “застоя”! Как хорошо, что советским партийным бонзам взбрело на ум потратить некоторое количество казенных денег на Студию, которая была создана “с целью пропаганды художественными средствами принципов гражданственности, законопослушания и ненасилия, патриотизма” и других высоких качеств среди личного состава ОВД и среди населения. В те времена денег никто не считал, государство не скупилось на пропаганду нравственности, и результат был налицо: в советское время милиционер мог указать дорогу старику, вызвать пострадавшему “скорую помощь”, а на селе и вовсе был “другом и братом” крестьян. Нынешнее руководство страны уповает на другие качества милиционера: беспрекословное повиновение любому приказу, отсутствие эмоций, высокую оснащенность современным оружием...
И все же Студия им.В.Верещагина жива, хотя художники работают практически на одном энтузиазме, а точнее, на вере в справедливость. Передовым людям нашего времени кажется, что кризисное состояние в духовно-нравственной сфере может и должно быть преодолено через объединение всех здоровых сил нашего общества.
Возвращение наших граждан к исконным духовным ценностям постепенно находит понимание и поддержку в органах внутренних дел. Мало кто знает о подписании в 1996 году Соглашения о сотрудничестве Министерства внутренних дел РФ и Патриарха Московского и всея Руси. Оно сделало нормой жизни сотрудничество органов внутренних дел с религиозными организациями в деле просветительской и воспитательной работы. Может показаться, что в этом плане не делается ничего конкретного, но внушает надежду хотя бы тот факт, что при тюрьмах появляются православные батюшки. Возле здания МВД на ул. Житной будет возведена часовня в память разрушенной церкви Казанской Божьей Матери, и это знак времени.
С 2 по 15 октября в г. Ногинске пройдет выставка художников Студии, посвященная дням памяти Св.прп.Сергия Радонежского. На территории Богоявленского собора г.Ногинска будут выставлены работы лишь тех художников Студии, которые давно и глубоко “разрабатывают” православную тематику. Среди них есть народные и заслуженные художники России. Однако бесспорным “лидером” выставки, по всему видно, станет не столь уж “заслуженный” Сергей Ефошкин, который учился на курсе у Ильи Глазунова. Его живопись на религиозные сюжеты невольно хочется сравнить с живописью таких мастеров этого жанра, как М.Нестеров и П.Корин, причем без негативных оценок в адрес современного мастера. Сергей еще с 1990 года увлечен работой над серией картин о житии Св.прп.Сергия Радонежского. Широко известна в патриотических кругах картина “Благословение прп.Сергием великого князя московского Дм.Донского со дружиною на Куликовскую битву”. Она решена в “туманном” колорите — лишь символически горят веточка красной рябины, напоминающая о крови, и золотистые копья, словно свечи, — символ святости, которая вскоре снизойдет на героев, собирающихся пролить кровь за Отечество.
Возле картины молодого мастера “Весна. Святой Сергий”, изображающей великого святого, кормящего медведя краюхой хлеба, атеисты обычно недоуменно пожимают плечами и перешептываются. Она для них — что-то вроде этикетки к конфетам “Мишка”. Но православный человек знает, что медведь пришел к Святому Сергию голодным и разъяренным. Святой инок дал ему хлеб с молитвой, и зверь стал ласковым и кротким. Художник создал множество вариантов этой картины, наполненных различными оттенками смысла, которые “разъехались” по разным странам мира. Но наилучший из них, по которому долго сходил с ума один богатый немец, молодой мастер оставил для России.
Тематика серии работ Вячеслава Желвакова, Александра Теслика, Владимира Сундукова “Святые Метеоры” — делает ее интересной для русских православных людей, а также для всех, кому небезразлична история Греции и древняя культура этой страны.
В то время, как в России сектанты лезут из каждой щели, подобно тараканам, картины этих трех художников способствуют осмыслению зрителями роли России в процессе распространения и “углубления” христианства. Новая для Руси религия благодаря мощному культурному влиянию Византии была уже хорошо знакома и понятна русским людям к моменту принятия Христианства Русью. Ощущение “узнавания” своей духовной прародины характерно для работ художников. Гора Афон, Метеоры, острова Гидра и Крит предстают на картинах, наделенные великолепной красотой и той силой, что “не от мира сего”. Художники жили в монастыре, где быт скромен, а духовная жизнь богата, по строгому монастырскому уставу и вместе со всеми вставали в три часа, чем удивляли даже монахов; принимали участие в службах, а также писали картины. Вероятно, Благодать “намоленного” места помогла светским людям в столь суровом “житии”.
Олег КУЗНЕЦОВ

1 ноября 2024
1.0x