РАССТРЕЛ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНЬЕ (Обзор состояния Вооруженных Сил России)
35(248)
Date: 01-09-98
…Недавно один мой боевой товарищ, офицер Генштаба вспоминал, как в октябре 1993 года метался заместитель министра обороны "пиджак" Кокошин. Как ходил по ночам проверять караул, как задавал часовым вопросы : "Что вы будете делать, если мятежники полезут через эти окна?"; "Где вы укроетесь от огня?". При этом интеллигентность с Кокошина осыпалась, как ржавчина, и он стал очень напоминать напуганного прапорщика-"начпрода", которого к собственному ужасу отстранили от складов и "впрягли в службу" перед отдачей под суд. Таким он и запомнился генштабистам — суетливым, одышечным, потным, слепо щурящимся из-за стекол дорогих очков: "А если мятежники полезут через окна?.."
Теперь Кокошин с гордостью говорит, что является в Министерстве обороны РФ старожилом, пережившим аж двух министров. Есть и те, кто прочит его следующим главой министерства. Всюду превозносятся его заслуги в военной реформе, которая, по словам его подпевал, буксовала бы на месте, не будь в МО "великого" и "гениального" Кокошина. С особой любовью поглядывают на него американцы. Много лет согреваемый академиком Арбатовым в Институте США и Канады, он, как мумия бальзамом, насквозь пропитан американизмом и атлантизмом. Не случайно же в коридорах Генштаба, как анекдот, рассказывают историю о том, как один из кокошинских мальчиков всерьез доказывал полковнику ГРУ, что команды на английском языке удобнее и практичнее, чем на русском, и что коль флот со времен Петра пользуется голландской морской терминологией, то неплохо бы в ходе военной реформы и в армии ввести английскую командную терминологию…
Российский иностранный легион великой американской армии — вот результат военной реформы по-кокошински…
Другим символом сегодняшнего распада стал доблестный ельцинский министр обороны Сергеев. Получивший в войсках прозвище "швейцар" за привычку робко выглядывать из-за плеча своего патрона и устраивать интервью то в дверях, то в коридорах Кремля, этот маршал навсегда войдет в страшную историю разгрома и демонтажа русской армии. Именно при нем самоубийства отчаявшихся, доведенных до крайней степени нищеты офицеров увеличились в ПЯТЬ раз. За год сергеевского "управления" Вооруженные Силы потеряли больше офицеров, чем за всю чеченскую войну.
"Расстрелом через повешенье" назвали армейские шутники "министерство" маршала Сергеева. Именно он верноподданнически щелкнул в мае каблуками перед Ельциным, заявив, что армия, "поддерживая реформы", готова до осени не получать ни копейки. И сдержал-таки слово — до сих пор в войсках не выплачено денежное содержание за май. За время его "царствия" армия в общей сложности просидела без денег ВОСЕМЬ месяцев. Нынешняя четырехмесячная задержка — вообще рекордна.
При Сергееве армия России сократилась почти на четверть. Боевые возможности ее упали почти на 30%. Насыщенность современной техникой и вооружением упала до 20% — уровня таких стран, как Перу, Бразилия, Колумбия, и далеко позади Турции, Пакистана и Ирана… Вместо оговоренных полуторамиллионных Вооруженных Сил, за которые боролись с ельцинскими реформаторами Дума, партии и патриотическая общественность, под ружьем осталось всего 950 тысяч солдат и офицеров. Еще год такого "министерства" — и мечта американцев: полумиллионная игрушечная российская армия, вооруженная мушкетами и саблями,— будет создана. Финансировать ее, скорее всего, будет Голливуд, которому очень пригодится советская военная бутафория и организованная массовка для батальных сцен при съемках очередных боевиков о победах доблестных янки…
Помалкивает Сергеев и о том, что армия практически раздета. За месяцы задержки денежного содержания рубль катастрофически обесценился. По подсчетам экспертов, из положенных каждому офицеру за четыре месяца 800-1000 долларов содержания (в зависимости от звания и выслуги) и 600 долларов компенсаций по курсу мая, в сентябре будет получено лишь 400-600 долларов содержания, а сумма компенсаций к ноябрю вообще упадет до 300-350 долларов.
Высшее военное руководство, потерявшее волю и достоинство, утратило возможность и право разговаривать с властью на равных, и теперь безропотно внимает любым, самым безумным, ее идеям, готовое как угодно сокращать и "реформировать" свои войска — лишь бы остаться при власти.
Офицерский корпус влачит жалкое полунищенское существование. Он озлоблен и деморализован. Почти никто из офицеров теперь не называет престиж профессии и верность долгу как побудительные мотивы службы. На первое место давно вышло желание получить квартиру, выслужить пенсию или невозможность устройства на "гражданке". То есть офицерский корпус медленно перерождается в некий коллективный "собес", живущий на подачки государства.
Солдаты рассматривают службу как неизбежную "отсидку", престиж армии в обществе низок как никогда. Только пять из ста родителей солдат положительно отнеслись к службе своих сыновей, больше пятидесяти сообщили, что имей они возможность избежать призыва сына — обязательно ею бы воспользовались. Остальные восприняли службу сыновей как неизбежный долг перед государством. И это на фоне того, что огромное число призывников легко избегает службы за взятки или с помощью влиятельных знакомств. Сегодня армия стала по-настоящему "рабоче-крестьянской", так как в ней служат лишь дети простого народа. Дети же привилегированных классов вместо службы отправляются на учебу в престижные учебные заведения страны и зарубежья, а то и просто получают "бронь" или липовые медицинские справки, освобождающие от призыва. В подобной обстановке воспитать настоящего воина, патриота своего Отечества, преданного присяге и долгу, крайне трудно. Солдаты в своем большинстве разочарованы социальным и экономическим неравенством сегодняшнего российского общества и не видят смысла рисковать за него своей жизнью. Они отлично осознают, что служат правительству совершенно другого государства, сколько бы оно ни объявляло себя правопреемником предыдущего. Честное исполнение своего воинского долга в обществе, лишенном каких-либо иных ценностей, кроме стяжательства, наживы, гедонизма и всеобщего безразличия, лишено какого-либо смысла. А отсюда и стремительный рост случаев предательства, трусости, дезертирства, доселе абсолютно не свойственных русской армии. И эти явления со временем будут нарастать.
Подводя итог нынешнему состоянию Вооруженных Сил РФ, надо честно признать, что Российская армия утратила сегодня самое главное, что, собственно, и составляет сущность любой армии — воинский дух, внутреннее единство и веру в государство, которому она служит.
Вместе с тем, военно-политическая обстановка накаляется с каждым днем. Ряд недавних терактов и убийство верховного муфтия Дагестана практически поставили республику на грань войны. В ее города и поселки активно внедряются бандгруппы, прошедшие подготовку в Чечне и Турции, начались захваты отделений милиции и административных зданий.
Проведенные здесь в начале августа учения выявили целый ряд серьезнейших недостатков в обученности и подготовке войск, организации взаимодействия между силовыми структурами и планах действий по локализации и ликвидации очага напряженности. Начальник Генштаба Анатолий Квашнин был вынужден назначить на середину сентября повторные учения. Одной из главных причин недостатков в действиях войск и штабов явилось все то же крайне скудное финансирование, которое не позволяет сколь-нибудь серьезно готовить войска. Даже план учений был сокращен более чем в два раза. Из него было изъяты большинство элементов практических действий войск от уровня "батальон и выше". Причина одна — отсутствие средств…
Не менее напряженная обстановка сложилась на таджико-афганской границе, куда после напряженных боев вышли войска движения "талибан". В ряде районов отряды талибов заняли участки границы напротив пограничных застав и групп усиления 201-й российской МСД. При этом обстановка внутри самого Таджикистана также балансирует на грани войны. Введенные в республику год назад отряды оппозиции Саида Абдулло Нури раскололись и практически вышли из-под контроля, захватив власть в более чем трети районов республики. Между полевыми командирами начались боевые действия, которые приводят к большим потерям среди мирного населения. Армия Таджикистана практически деморализована, руководство республики погрязло в коррупции и межклановой борьбе.
В этих условиях едва ли не единственным фактором, сдерживающим как аппетиты талибов, так и боевиков в самой республике, остается 201-я дивизия. Но по планам "реформ" она должна быть сокращена до штатов бригады. При этом возможности дивизии падают более чем на 50%. Ни о каком серьезном прикрытии границы тогда говорить нельзя. Бригада станет попросту заложницей во внутритаджикских разборках. Вмешательство побывавшего здесь Анатолия Квашнина позволило пока приостановить процесс сокращения дивизии. Остановить, но не отменить…
Прозападное лобби в Минобороны и президентских структурах стремится как можно быстрее ликвидировать российское военное присутствие в Средней Азии. Звучат требования вывести войска из Таджикистана. Пакистан и Турция провели консультации о возможности создания совместного "миротворческого контингента" для "операций по поддержанию мира и порядка" в республиках бывшей советской Средней Азии. Финансировать этот контингент готовы крупные американские горнодобывающие компании, а также саудовские банки, связанные с ваххабитскими кругами.
Источники в ФСБ сообщают об энергичных усилиях ряда губернаторов и президентов автономных республик по взятию под контроль военных объектов и частей, дислоцированных там. Уже сейчас в Татарстане, Якутии, Башкортостане местные бюджеты более чем на 50% обеспечивают жизнедеятельность частей МО РФ. До 60% призывников в этих частях — местные уроженцы. Источники отмечают, что все чаще местные администрации говорят с военными с позиции хозяев, кормящих, содержащих и обеспечивающих армию, а значит, имеющих право распоряжаться ею в собственных интересах.
Среди "русских" губернаторов в этом сейчас более всего отмечены губернаторы Красноярского края и Хакасии братья Лебеди, откровенно стремящиеся взять неформальный контроль над воинскими частями, расположенными здесь.
Падение кабинета Кириенко и возвращение Черномырдина не вызывает у военнослужащих серьезного интереса. Более 60% опрошенных заявили, что не видят особой разницы между ними. Куда сильнее армейцев волнует вопрос о назначении министра обороны. В пользу сохранения на этом посту Сергеева высказалось только 5%.
70% категорически против его кандидатуры, связывая с ним все, произошедшее с армией за последний год. 25% уклонились от ответа. Будущим министром военные хотели бы видеть "любого энергичного лидера, способного отстаивать интересы армии".
Среди вероятных кандидатов на этот пост определилась "тройка лидеров". Это начальник Генерального штаба Квашнин, командующий Дальневосточным военным округом Чечеватов и ...экс-министр Грачев, которого в последние дни часто видели в приемных кремлевских бонз. От источников из Кремля стало известно, что минобороны может возглавить губернатор Красноярска Лебедь с одновременной передачей ему кураторства над всеми силовыми структурами...
Все это говорит о нарастании тяжести кризиса, охватившего сегодня Вооруженные Силы.
Капитан Владислав ШУРЫГИН
1.0x