Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 августа 1998

[СКАНДАЛ] СТОИТ СВИНКА, ВЫРЕЗАНА СПИНКА...

СТОИТ СВИНКА, ВЫРЕЗАНА СПИНКА...
34(247)
Date: 25-08-98
Казаковский скверик, названный в честь архитектора Казакова, расположен в древней части города Твери, в месте слияния Тьмаки и Волги, на территории ныне не существующего Тверского кремля. В сквере одно время предполагалось поставить памятник Михаилу Тверскому. Однако появился совсем другой памятник... В молодежной среде почему-то его сразу стали называть памятником жертвам сексуальных репрессий. Может быть, потому, что казаковский скверик — излюбленное место встречи тверских представителей сексуальных меньшинств. Может быть, оттого, что в фигуре медного идола наиболее реалистично вылеплена задняя часть. (Это хорошо видно при сравнении со схематично-прямоугольными ступнями.)
История этого “шедевра” тянется с начала 90-х годов, когда у представителей тверского общества “Мемориал”, объединяющего бывших узников сталинских лагерей, появилась идея создать памятник жертвам политических репрессий. Окончательным местом его установки был выбран Казаковский сквер. Скульптура для памятника была предоставлена городу безвозмездно. Такое простое, с финансовой точки зрения, решение вопроса не могло не понравиться местным властям. И вскоре в тверских газетах стали появляться публикации с фотографиями скульптуры. В статьях говорилось, что это подарок городу. Дареному коню в зубы, конечно, не смотрели.
Автора памятника — Феликс Азаматов. Недавно в Центральном доме художника проходила персональная выставка его работ. Поразительным образом сделанные Азаматовым фигурки очень нравятся чиновникам и начальникам всевозможных рангов...
По поводу памятника, установленного в казаковском сквере, один известный тверской скульптор сказал: “Это очень талантливое произведение со знаком минус”. Не берусь судить о степени таланта скульптора, но даже профан, поглядев на монумент, отметит, что где-то что-то вроде уже видел. Ну конечно — голова медного кумира один в один повторяет голову знаменитой статуэтки-приза американской киноакадемии “Оскар”. Вся фигура памятника поразительно схожа с призом российского телевидения — “ТЭФИ”. А Орфей работы Эрнста Неизвестного так же сидит на коленях, у него такая же дыра в спине, только руки не упираются в бедра. Руки же азаматовской скульптуры очень сильно напоминают мощные руки врубелевского сидящего Демона.
В древнем манускрипте, хранящемся сейчас в Британском музее, предположительно сочиненном доктором Фаустом, реально жившим в XVI веке магом, который описал свой опыт общения с духом Мефистофелем, приводится некий рисунок... Исследователь оккультных наук описывает его так: “Фигура является полным и точным представлением магического круга, изобретенного средневековыми заклинателями духов... Малый круг снаружи большого обозначает место для вызываемого духа, и при использовании на нем желательно иметь имя разумного существа внутри треугольника”. Нетрудно заметить, что постамент памятника в казаковском сквере абсолютно совпадает с местом для вызова духа. Он тоже выполнен в виде треугольника, вписанного в круг. Фигура, как и полагается духу, спиной обращена к острому углу треугольника. На круге имеется целых два имени. Площадка, соответствующая большому магическому кругу, вписанному в квадрат, тоже неподалеку имеется.
Не правда ли, удивительный комплекс совпадений? Их такое количество, что случайностью никак не назовешь. Значит, в казаковском сквере, в историческом центре Твери, стоит памятник, изображающий вызванного духа!
Мифологический словарь трактует понятие “бесы” следующим образом: “В христианских религиозно-мифологических представлениях бесы — духи зла, антагонисты Троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, “враги невидимые” человеческого рода. Как сеятели дурных внушений... с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всяческие козни, бесы сопоставимы со злыми духами различных мифологий”. Образ, который они принимают, зависит от их выбора, а так как самая сущность бытия бесов — ложь, образ этот — фальшивая видимость, маска. Есть такая русская пословица: “У нежити своего облика нет, она ходит в личинах”. (Вот еще одно объяснение, почему у памятника, так сказать, “нет лица”).
Характерно то, что на содержание монумента ныне уходят огромные деньги. По недавно принятому Тверской городской думой отчету об освоении капитальных вложений, предусмотренных инвестиционной программой строительства и реконструкции объектов социально-культурного и коммунального назначения, на этот “памятник” истрачено 500 миллионов рублей в старом исчислении. Причем в статье “Культура”, по которой проходят эти деньги, написано: “Сооружение памятников, в том числе жертвам политических репрессий, — 500 (300 + 200 на текущее содержание) миллионов руб”. Триста миллионов были запланированы и получены из инвестиций. Самое интересное, что 200 миллионов руб. на содержание монумента было запланировано получить из внебюджетных фондов, но оттуда не было получено ни копейки. В итоге эта сумма была найдена в бюджете развития города. Кстати, бюджет развития Твери в течение года дважды корректировался в сторону уменьшения с целью обеспечить финансирование защищенных статей. Но все-таки на содержание “беса” нашли более 30 тысяч долларов и незапланированно их истратили.
Много это или мало? Сравним. На текущее содержание тверского детского профилактория “Радуга” за весь 1997 год истрачено 50 миллионов рублей, а на текущее содержания пятой городской подстанции “Скорой помощи” — 20 миллионов рублей. Создается впечатление, что текущее содержание “беса” предусматривает человеческие жертвоприношения. Иначе никак не объяснить его “прожорливость” в финансовом плане. Вообще весь отчет об освоении тверских городских капитальных вложений подытожен в графе о текущем содержании цифрой 699,9. То есть из всего за год истраченного в городе на текущее содержание более четверти “сожрал” “бес”. Мы не станем вдаваться в подробности, что в результате установки этого “памятного знака” получили авторы, — скульптор Азаматов и архитектор Давыдов, ныне главный архитектор города Твери и одновременно староста тверской мечети. Но тверские строительные и коммунальные организации, обеспечивавшие качественный уровень расположения, освещения и прочих условий пребывания “беса” в казаковском сквере, получили поминальные надписи на табличке перед входом в сквер. Там также написано, что этот памятный знак сооружен на средства жителей города”.
Борис АНТРОПЬЕВ
г. Тверь
1.0x