КАК ПРИ ИРОДЕ...
29(242)
Date: 21-07-98
Одной из важных примет нашего времени является ожидание. Мы все находимся в этом состоянии. Одни ждут коллапса и окончательного крушения нашей жизни, другие — восстания против ненавистного режима, православные ждут Воскресения России. В подобном состоянии Мир уже находился однажды: накануне Пришествия Спасителя. Ожидание было вполне определенным символом той эпохи. Но это не единственное сходство. Безбожная часть общества тогда находилась в состоянии духовного кризиса. Если обратить взгляд к народу, в среде которого был явлен Спаситель Мира, то можно без труда обнаружить детали, как будто выхваченные из сегодняшнего времени. Какие настроения господствовали в умах людей, какие партии составляли общество? По свидетельству Иосифа Флавия, наибольшим духовным влиянием среди иудеев пользовались фарисеи и книжники. Они детально знали Закон, Священное писание, учили народ. Они веровали в Воскресение душ и Жизнь вечную. Ожидали пришествия Мессии как Великого иудейского царя, который избавит народ Божий от власти нечестивых язычников-римлян и покорит им иные народы. Спаситель так говорит народу и ученикам своим о фарисеях: “Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делам же их не творите, глаголют бо, и не творят”. Богатые “теорией” фарисеи были скудны Верой в то, что они проповедовали, и это позволяло им лицемерить и творить противное Закону. Но и в среде фарисеев нашлись последователи Христа, люди вновь обретшие Веру: Иосиф Аримафейский, Никодим и величайший из апостолов Павел.
Еще одной частью иудейского общества были Зилоты — ревнители, борцы против римского владычества, превыше всего ценившие свою национальную свободу. Они готовили восстания против римлян и своих компрадорских правителей. Это что-то напоминает, не правда ли? Но из их среды вышел ученик Христа Симон Зилот.
Реальная же власть в Иудее принадлежала Саддукеям. Эта партия во всем ориентировалась на римлян, господствовавших в Средиземноморском мире, охотно перенимала их обычаи и нравы, активно распространяла их влияние на свой народ. Саддукеи были практичны, не верили в Воскресение и загробную жизнь, а из Священного Писания признавали лишь пятикнижие Моисеево. Несмотря на такую секуляризацию Завета и предательство национальных интересов, именно из этой партии избирали Первосвященников, из них был и Каиафа. Ни один из саддукеев не последовал Господу Иисусу Христу. Нам как будто знакома эта партия с устремленным в заморскую сторону взглядом.
Кто был правителем этой страны в момент рождения Спасителя? Вот одна из характеристик Ирода, данная ему соотечественниками, о которой свидетельствует Иосиф Флавий: “... позволил себе тиранические деяния, направленные к гибели иудеев, и не отступал перед самовольным введением различных новшеств. Существовало множество людей, которых он загубил дотоле неизвестным по своей жестокости в истории способом, а еще хуже — страдания оставшихся в живых, так как он стеснял их не только лично, но и угрожал отнять у них все их имущество. Окрестные города, населенные иноземцами, он не уставал украшать за счет гибели и разорения своих собственных подданных; народ он вверг в безвыходную нищету, тогда как он застал его, за немногими исключениями, в положении благосостояния”. Ирод был разбит страшными недугами, и длительный период времени перед его смертью все общество находилось в надежде на скорую Иродову кончину, но всякий раз, когда эти упования почти уже сбывались, он, движимый ненавистью, оживал и жестоко расправлялся с ожидающими. Он не пощадил ни сына, ни жены. Он ненавидел своих возможных преемников. Его жизнь продлевалась лишь вспышками жестокости и ненависти. В политическом же смысле он выполнял волю Рима и был ему покорен.
Вот в такой мир приходит Спаситель. Иудеи думали, что главная их беда — нечестивые правители и власть языческого Рима, что главный выход для них — победоносное восстание. Победоносным оно должно было быть потому, что с ними Бог. Но власть Рима — это не первопричина, а следствие. Христос приходит к ним не с проповедью восстания против римлян, но призывая к восстанию душ человеческих: “Иерусалиме, Иерусалиме избивый пророки и камением побиваяй посланные, к нему, колькраты восхотех собрати чада твоя якоже собирает какош птенцы своя под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо Вам, иако не имате менее видете отселе, дондеже речете: благословен грядый во имя Господе” (Мтф, гл. 22, ст. 37-39).
Таков трагический итог призыва “званных на пир”. Иудеи же после сего совершили свое желанное восстание. И были разгромлены и изгнаны из своей страны римлянами, Иерусалим разрушен и засеян солью. Греховный же Рим был повержен через три столетия теми, кто последовал за Господом. Кроткие унаследовали землю. И возопил этот языческий Рим устами своего последнего безбожного императора: “Ты победил меня, Галилеянин”.
Никита ФРОЛОВ
1.0x