Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 июня 1998

РУССКИЕ УШЛИ

Author: Виталий Демин
РУССКИЕ УШЛИ
25(238)
Date: 23-06-98
Израиль возглавит борьбу против
влияния России и Ирана в бывших
советских республиках Средней Азии

ОСЛАБЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО государства — давняя геополитическая задача Запада, и осуществлялась она в разное время различными средствами. В прошлом сломить волю России, покорить ее с помощью разноплеменного войска пытался еще Наполеон Бонапарт. Подобные попытки предпринимались и позже. Достаточно вспомнить первую мировую войну, гражданскую войну 1918-1920 годов, Вторую мировую войну. Потерпев провал, авторы “нового мирового порядка” решили разложить нашу страну изнутри. Цель была та же, менялись лишь средства ее достижения, формы и методы борьбы.
В 1948 году в меморандуме Совета национальной безопасности (СНБ) США объявлялось, что “разгром сил мирового коммунизма, руководимого Советами, имеет жизненно важное значение для безопасности Соединенных Штатов” (цит. по книге В.Широнина “КГБ-ЦРУ. Секретные пружины перестройки”. М.: Ягуар, 1997, с. 74).
Позже, в начале 80-х годов, СНБ стал одним из важнейших центров по разработке и проведению в жизнь сверхсекретной стратегии, направленной на развал Советского Союза и всего социалистического лагеря изнутри. Цели и средства этого наступления, писал Петер Швейцер в своей книге “Победа”, были зафиксированы в серии секретных директив по национальной безопасности (NSDD-32, NSDD-66, NSDD-75), подписанных лично президентом Р.Рейганом в 1982 и 1983 годах. Эти документы, касающиеся ключевых проблем внешней политики и проходившие под грифом “совершенно секретно”, предназначались высшим чинам президентской администрации.
Но, если верить утверждениям некоторых иностранных источников, добившись своей цели — развала СССР, заокеанские стратеги пошли дальше. Теперь они разрабатывают планы по ограничению влияния России в бывших советских республиках, по окончательному отрыву их от Москвы и, наконец, по разделу самой России на ряд мелких, беспомощных и враждебных друг другу государств. Время от времени в печать просачиваются сведения, которые подтверждают самые худшие опасения на это счет.
Так, журнал “аль-Васат”, выходящий на арабском языке в Вашингтоне в № 316 от 16.02.1998 сообщил, что СНБ совместно с ЦРУ, американским госдепартаментом и израильскими властями подготовил секретный доклад, который рекомендует возложить на Израиль новую роль на Среднем Востоке. Журнал довольно подробно изложил содержание этого доклада, составленного под личным руководством советника президента США по национальной безопасности Самюэля Бергера, где рекомендовано направить усилия Израиля на проникновение в исламские республики бывшего СССР, чтобы “Израиль возглавил там борьбу против влияния России, Ирана и “некоторых арабских государств”, а также отразил “опасность исламского радикализма” и воспрепятствовал передаче военных технологий Ирану”. Роль Израиля определяется в данном документе как роль “американской Кубы” в нестабильном регионе Средней Азии и бассейне Каспийского моря”.
Далее говорится: “Главным союзником Израиля в этих условиях будет Турция, поскольку она стремится использовать свои исторические и культурные связи с народами региона (Средней Азии), потому что она нуждается, как и Израиль, в нефти среднеазиатских республик, в особенности Азербайджана, который получил открытую поддержку израильского правительства в конфликте с Арменией по Нагорному Карабаху”. В докладе подчеркивается, что Израиль и Турция снабжали правительство Азербайджана оружием, в том числе переносными ракетами “Стингер”.
Примечательно, что “Стингерами” американцы снабжали афганских моджахедов через Пакистан. Поставки эти осуществлялись ЦРУ США с целью срыва воздушного моста, снабжавшего Кабул и части советской 40-й армии боеприпасами, топливом и продовольствием.
Одновременно, утверждает “аль-Васат”, Израиль осуществил безвозмездную подготовку служащих органов безопасности и разведки Азербайджана.
Но самый большой приоритет доклад отдает турецко-израильским отношениям. Эти отношения начали очень быстро укрепляться, “особенно в военной области”, после визита премьер-министра Турции Тансу Чиллер в Израиль в 1994 году. Укреплению отношений способствовала также турецко-израильская конференция в декабре 1995 года, на которой присутствовали представители более 120 израильских и турецких компаний, обсуждавших осуществление совместных проектов в Средней Азии.
Следует указать на то, пишет журнал, что “США присоединились к очень большому совместному израильско-турецкому сельскохозяйственному проекту для Узбекистана, который в результате был расширен и включил также Туркменистан”. Но тесное турецко-израильское сотрудничество в Средней Азии, признается в докладе, толкает Россию к укреплению своего сотрудничества с Ираном, а в будущем и с Ираком. И все-таки доклад рекомендует помогать Израилю проникать в эти республики, тем более, что у него там есть сейчас посольства, крепкие дипломатические и торговые связи с Азербайджаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Кроме того, в этих республиках существуют устоявшиеся еврейские меньшинства.
Доклад позитивно оценивает инициативу Израиля, начавшего приглашать детей из этих государств отдохнуть в израильских “молодежных лагерях”. Как положительное явление расценивается обмен многочисленными официальными визитами между Израилем и этими республиками и совместные сельскохозяйственные проекты, прежде всего проект под патронажем центра “Сашаф” (израильского центра международного сотрудничества), созданного в Узбекистане с финансовой помощью США.
Особо отмечается президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который “разделяет сомнения израильтян относительно намерений Ирана” и “способствовал Израилю войти в его страну и участвовать в осуществлении многих проектов”.
В докладе содержатся рекомендации и в дальнейшем “содействовать проникновению Израиля” в эти республики по дипломатическим каналам США, представители которого должны объяснить правительствам региона, что установление хороших отношений с Израилем будет способствовать привлечению американских капиталов и гарантирует им поддержку американского конгресса в получении помощи.
СНБ США заканчивает свой доклад указанием на решение президента Киргизстана Аскера Акаева открыть посольство своей страны в Иерусалиме, а не в Тель-Авиве, что помогло ему в получении технологической помощи от Израиля и США.
Конечно, в докладе ничего не говорится о том, что израильские власти объявили Иерусалим столицей государства в 1950 году — вопреки воле мирового сообщества и решения ГА ООН, которая установила международный режим для него в своей резолюции 181 (11) от 29 ноября 1947 года. Причем представители Еврейского агентства согласились с планом раздела Палестины на два государства. Раздел города на Восточный и Западный Иерусалим впервые был признан после войны 1948-1949 годов в израильско-иорданском соглашении о прекращении огня от 30 ноября 1948 года, а затем формализован в Общем соглашении о перемирии между Израилем и Иорданией от 3 апреля 1949 года. Это соглашение, по мнению международного сообщества, не имело никаких правовых последствий для оставшихся в силе положений резолюций о разделе, касающихся международного статуса Иерусалима. И хотя израильские власти перевели большинство правительственных учреждений в занятую Израилем во время войны 1948-1949 годов западную часть города, до 1967 года ни одна страна не открыла в Иерусалиме свое посольство. К моменту составления справки (1997 год) в Западном Иерусалиме свои посольства имели лишь две страны — Коста-Рика и Сальвадор.
В Иерусалиме постоянно присутствует своего рода международный консульский корпус, который называют “Консульский корпус отдельной единицы”. Девять государств (Бельгия, Франция, Греция, Италия, Испания, Швеция, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенный Штаты Америки) имеют свои консульства в Иерусалиме (Восточном и Западном), но при этом они не признали израильского суверенитета над гордом. В отличие от консулов, выполняющих свои функции в Израиле, консулы упомянутых государств не вручают консульский патент МИДу и не получают от президента Израиля аккредитацию. Они не платят налоги и не имеют официальных отношений с израильскими властями. В своей деятельности они руководствуются общими правилами протокола, направленными на то, чтобы не допустить даже какой-либо видимости признания претензий на суверенитет в отношении города.
После аннексии (1967 год) восточной части Иерусалима израильский кнессет в 1980 году объявил Иерусалим “неделимой” столицей Израиля, Совет Безопасности ООН признал это решение Израиля недействительным и потребовал его отмены. Поэтому перевод в Иерусалим посольства какой-либо страны или открытие его там является фактическим признанием за Израилем права на незаконно оккупированные им арабские территории.
Это — важное свидетельство нынешнего влияния израильских структур на государства Средней Азии,— влияния, которое под “крышей” США отныне будет расти и крепнуть. Непонятно лишь, насколько это нужно России и насколько — ее нынешнему правительству?
1.0x