Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 июня 1998

РЕВОЛЮЦИЯ — ЗАВТРА?

РЕВОЛЮЦИЯ — ЗАВТРА? (июньские тезисы “клуба яйцеголовых”)
25(238)
Date: 23-06-98
1. Система власти Ельцина может распасться в ближайших месяцев. Стержневые решения о новом конституционном перевороте будут приниматься в ведущих зарубежных политических штабах (Вашингтон, Бонн, Тель-Авив и др.). Их содержание будет зависеть от углубляющихся противоречий между Америкой и Европой. Для режима это будет означать: либо продление нынешнего состояния на 5-6 месяцев благодаря предоставлению новых кредитов, либо полное обрушение стабильности через девальвацию или же объявление страны банкротом.
2. Действия США направлены на сохранение доллара как мировой расчетной валюты. Вследствие этого Вашингтон осуществляет новую стратегию посредством давления своих частных финансовых групп на ближайших “конкурентов”: ФРГ и Японию. Главная цель — девальвация курсов национальных валют и разрушение региональных финансовых механизмов.
3. В отношениях с РФ Вашингтон руководствуется прежде всего геополитическими (ядерное оружие) и геоэкономическими (природные ресурсы для Европы) факторами, что предопределяет необходимость сохранения Москвы под полным американским контролем. Поэтому США настаивают на сохранении “валютного коридора” для рубля и оказывают финансовую помощь для создания страхового фонда (порядка 6,5 млрд. долл.) в обмен на получение полного контроля за Газпромом и РАО ЕЭС. Ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном, также соответствуют интересам США, поскольку развязывают им руки по развертыванию технологически новых компонентов СОИ с разрушением базовых советско-американских соглашений.
4. Изменение позиции США и курс на полное “схлопывание” российских финансовых рынков возможен лишь при переориентации Ельцина на ФРГ и единую европейскую валюту. Тогда не исключено полное банкротство РФ и переустройство ее в конфедерацию с заменой Ельцина на еще более управляемого “лидера”.
5. РФ сегодня не может выполнить требования МВФ по банкротствам предприятий, секвестру бюджета и смене механизмов налогообложения. Девальвация рубля назрела и не проводится по чисто политическим причинам, среди которых — решение Б.Н. баллотироваться на третий срок, а также линия США на углубление долговой зависимости Москвы в целях расширения американского контроля.
6. В обстановке текущего экономического кризиса резко возрастает вероятность “бунта глав регионов” с соответствующим политическим катаклизмом, который будет опираться на прогерманские круги в РФ. Группа “олигархов”, явно сдающая позиции Чубайсу и К°, все больше склоняется к модели расчленения РФ и перевода ее в конфедерацию с доминирующим влиянием ФРГ и Европы. Эта линия заодно соответствует и “плану Бжезинского”, согласно которому Россия выступает разменной монетой в отношениях между США, Европой, Китаем и мусульманским миром.
7. Оппозиции предстоит в ближайшие недели выработать свой “ответ” на надвигающиеся катастрофические перемены в политической и экономической структуре РФ. К настоящему моменту КПРФ предприняла несколько сильных шагов, которые стали оказывать реальное влияние на позиции Ельцина. Госдума приняла постановление о нелегитимности любых крупных займов без предварительной апробации в законодательных органах, отнесла рассмотрение и, соответственно, ратификацию договора СНВ-2 на осень, не позволяя Ельцину распустить ее в сжатые сроки за ненадобностью. Наконец, казавшийся ранее обреченным на провал акт начала “импичмента” стал работать как мощнейшее пропагандистское оружие с возрастающими шансами на успех при следующем витке кризиса. Думская оппозиция пошла на сближение с протестными массами трудящихся, что создает новый внутриполитический формат ситуации.
1. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ
КРИЗИС И РОССИЯ
Очередное падение японской йены в пятницу 12 июня 1998 г. до 146 йен за доллар США и серьезный обвал финансовых рынков в Японии сопровождались отстраненной позицией Вашингтона вплоть до 16-18 июня, когда, наконец, Федеральной Резервной Системе была дана команда скупать японскую валюту. Йена поднялась до 136 за доллар, но с неясными перспективами на будущее. На этой точке неустойчивого равновесия Вашингтон выдвинул перед Токио жесткие условия по реформированию эмиссионной системы и допуску американских банков на финансовый рынок Японии. Эти требования прозвучали как последний аккорд широкого контрнаступления США в Юго-Восточной Азии, которое началось более года назад. Падение йены сделало возможной цепную реакцию в “малых” экономиках ЮВА с общим населением порядка 400 млн. (Таиланд, Малайзия, Индонезия и др.). К ним в ближайшие дни могут присоединиться Индия и Пакистан, которые вследствие испытаний ядерного оружия оказались лишенными финансово-экономической поддержки международных экономических организаций (решение руководства США в начале июня). Перспективы общеазиатского инфляционного обвала впервые ставят руководство КНР перед необходимостью жестких ответных мер, направленных на “защиту китайского производителя” и девальвацию юаня.
Важнейшей чертой нынешнего финансового кризиса является то, что его инициатором выступили США, которые с помощью крупнейших валютных и биржевых спекулянтов уже, как минимум, полтора года ведут целевую игру на понижение (девальвацию) азиатских валют. Эта линия не декларируется, но энергично воплощается в жизнь. Именно США стояли за ударами по Малайзии, Таиланду, Индонезии, Южной Корее. В результате пострадала Япония, которая предоставила этим странам гигантские кредиты. Следствием оказалась ползучая девальвация йены, чего американцы фактически и добивались.
С конца 60-х до начала 90-х гг. установка США по отношению к Японии и другим азиатским странам заключалась в ревальвации их валют и соответственном уменьшении торгового дефицита. Этого добивались и Никсон, и Картер и Рейган.
Нынешние маневры Вашингтона являют собой кардинальный пересмотр американской внешней политики. Единственным объяснением такого поворота могут служить новые реальности международного экономического взаимодействия на почве формирования общеевропейской расчетной единицы “евро”, которая не только ущемляет интересы доллара, но и ставит американскую финансовую систему перед возможностью утраты гегемонии во всем мире. Можно предположить, что Вашингтон организовал упреждающее наступление своих финансовых группировок на азиатском направлении с последующим переводом удара на Европу.
Нынешняя схема действий Вашингтона выстраивается через формально частные финансовые компании и международные институты типа МВФ, где сильно влияние США. В обобщенном виде она состоит из серии ударов, наносимых сначала по малым и периферийным субъектам с дальнейшим переходом к центру: от стран ЮВА к Японии, падение валюты которой создаст нарастающие трудности для Европы в целом и в первую очередь для ФРГ.
Между тем в самой Юго-Восточной Азии девальвация йены нарушает сложившуюся систему обменных курсов и обостряет отношения Японии с государствами региона, прежде всего — с КНР. Все это ставит под вопрос формирование замкнутой азиатской расчетной системы, которая могла бы сложиться в течение 3-4 лет при должном сотрудничестве Токио и Пекина.
Вдобавок, инфляция азиатских валют способна на первом этапе снизить платежеспособный спрос региона (хотя по истечении 3-6 месяцев экспортные поставки вновь вырастут), что приведет к еще большему понижению мировых цен на энергоносители и, соответственно, к укреплению доллара. Имеются все основания полагать, что эти специфические процессы отзовутся и на РФ, подтолкнув “сброс” ГКО и ажиотажный спрос на американскую валюту при понижающейся экспортной выручке за энергоносители. Иностранные держатели российских бумаг могут сделать вывод о вероятной прибыли на азиатских рынках. Фактически в японскую банковскую систему уже внедряются гранды финансового мира США, становясь совладельцами наиболее крупных и надежных японских банков (покупка “Соломон Бразерс” 26%-ного пакета акций “Никкей секьюритиз” и др.).
В этих нестабильных, но чреватых высочайшей прибылью условиях у 5 ведущих американских держателей ГКО и корпоративных бумаг России возникает сильнейший “искус” срочно повернуться лицом к Азии. Случится ли такой поворот, ведущий к тотальному фиаско ельцинского курса и режима, — трудно сказать, поскольку Ельцина ощутимо, хотя уже против воли Конгресса, поддерживает Клинтон. Так, фактически по его приказу были осуществлены июньские долларовые вливания в РФ. Банки идут на это, но скрепя сердце, и размеры выделяемых ими сумм явно снижаются...
2. ЕЛЬЦИН:
НЕУМЕЛЫЕ МЕТАНИЯ...
Телепортреты Ельцина по НТВ и ОРТ, несомненно, рисуют его как “персонаж, близкий к умопомешательству”. “Олигархи” копают под президента неспроста. Их требования, озвученные В.Третьяковым, просты — смена премьера и правительства, где интересы Березовского, Гусинского и иже с ними представлены слабо. Видимо, кандидат на замену Кириенко уже согласован.
Между тем “кремлевский сиделец”, невзирая на уровень его самочувствия, мучительно ломает голову над тем, как получить дополнительные финансы, чтобы пережить текущий обвал. Этим, а также ставкой Б.Н. на следующие выборы (которую он при нынешней политической конъюнктуре всячески скрывает, заявляя, что на выборы не пойдет), — объясняется как новое назначение Чубайса, так и стремление соблюсти политический престиж, что требует стабилизации ценовых соотношений и сохранения главных объектов собственности на территории России (Газпром, РАО ЕЭС), от которых, по преимуществу, и зависит стабильность цен.
Между тем, поддержка РФ и российского финансового рынка со стороны Клинтона и в целом Вашингтона все жестче обусловливается политическими и экономическими требованиями. Это и соответствующее “поведение” в Косово, когда Ельцин в очередной раз выступил проводником антироссийской политики Запада, направленной на дальнейшее разделение Югославии. Это и новые уступки по Кавказу и СНГ, и ратификация СНВ-2 с демонтажем стратегического ядерного комплекса РФ.
Наконец, обнародованы и экономические условия предоставления Западом экстренной финансовой помощи Москве. Реальные требования сводятся к “реструктуризации Газпрома и ЦБ” с допуском иностранных банков в финансовую систему РФ. То есть на ближайшем акционерном собрании Газпрома Ельцин по указке Клинтона должен проголосовать за нового председателя, который и проведет “реформу” газовой отрасли РФ. Аналогичным образом, по всей видимости, будет складываться и давление по замене “прогазпромовского” главы Центробанка РФ С.Дубинина. Такие условия переданы Ельцину через Чубайса, возвращенного в правительство. До конца июня Б.Н. должен выполнить или не выполнить их. Соответственно будет сформирован и американский “ответ” относительно помощи РФ. В противном случае предстоит массированный сброс русских ценных бумаг, невзирая на определенные потери самих корпораций США (порядка 10 млрд. долл.). За этим могут последовать полная валютная неплатежеспособность РФ и обращение Ельцина к Вашингтону с готовностью принять “любые условия” для “восстановления” отношений. Нынешнее реше- ние на практике означает выбор Ельцина между ориентацией на Европу (ФРГ с общеевропейской валютой) и сохранением привязки к США с последующей передачей им главных объектов собственности: таких как Газпром, система Транснефти, природные месторождения и др.
Но ФРГ, находящаяся в преддверии сентябрьских выборов, не готова идти на выделение 10 млрд. долл. под залог акций Газпрома для спасения Москвы в ближайшие 6-8 недель. Это подкрепляется и политической неготовностью полностью “отвязаться” от США, что демонстрирует проблема Косова и всей Югославии. Вероятно, характер противоречий между США и ФРГ по поводу “евро” не полностью осознан высшими политико-финансовыми кругами ФРГ, где еще не сформирован окончательно сценарий для “тотальной” финансово-политической роли. Потребности же Б.Н. и Кремля по удержанию ситуации в России нужно удовлетворять незамедлительно и в масштабах весьма крупных, поскольку “обидевшиеся” американцы могут не только выбросить “свои” ГКО и акции, но также потребовать погашения процентов по внешним долгам (порядка 3 млрд. долл.). Неотложные расходы режима составляют до 5 млрд. долл. в месяц, плюс предотпускные выплаты бюджетникам около 2,3 млрд. долл. Собственный резерв на середину июня составляет, согласно обобщенным данным, около 4 млрд. В ЦБ — полученные от американских частных банков за счет евробондов и прямых кредитов 1,4 млрд. долл., очередной транш МВФ — 0,67 млрд. долл. Усиление налоговых сборов вряд ли даст более 4 млрд. руб., да и то лишь к концу лета. Тем временем запасы Газпрома и ТЭК в целом ограничиваются 3 млрд. долл., если брать их практически насильно. При условии массированного залога госпакета (порядка 40% по Газпрому) имеется возможность мобилизовать сразу около 1 млрд. долл. (заявление Вяхирева) и в более поздние сроки (3 месяца) — еще около 4 млрд. долл.
Итого, в загашнике Б.Н. — порядка 6 млрд. долл., чего хватит лишь до 15-20 июля (если не будет требований по внешнему долгу). Дополнительное “выдавливание” денег из ТЭКа не закроет ни внешнего, ни внутреннего долга. Единственная альтернатива здесь — “полный разрыв” с американцами и Западом в целом, на что Ельцин не имеет ни политической воли, ни согласия ближайшего окружения.
1.0x