Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 июня 1998

ПОКОЛЕНИЕ X ВЫБИРАЕТ Y

ПОКОЛЕНИЕ X ВЫБИРАЕТ Y
24(237)
Date: 16-06-98
Про новое, модное и таинственное поколение молодежи, которое зовется “X”, кто только ни рассказывал: и лощеный журнал “ОМ”, и наркушечно-голубоватый “Птюч”, и галантерейные красотки, плещущиеся в волнах ночных телеканалов... Но вот в третьем номере журнала “Иностранная литература” опубликован полный перевод книги “Поколение Икс”, которая в Канаде и США побила рекорды бестселлеров 90-х.
Оказалось, все врали: всякий тащил в свою сторону, хотел приватизировать дух новых тенденций... “Иксеры” не надевают золотых цепей и не меняют пол, не делают карьер приказчиков и секретарш в офисах, не занимаются сексом по Интернету. Напротив, они бегут от скуки компьютерной цивилизации, бегут из “загончиков для откорма молодняка (маленький, тесный отсек офиса, образованный передвижными перегородками, место обитания младшего персонала)”.
Книга полна байками и убийственными характеристиками — свидетельствами идиотизма современной американской жизни. Молодые американцы почувствовали, чем дело пахнет: правители держат их за скот, считают ишаками, на которых можно ездить, чернью, которая “схавает” все, что ни кинь. Они не верят “звездам” и прочим “авторитетам” поп-культуры и поп-политики, будучи уверенными во всеобщей продажности точно так же, как мы были уверены при советской власти во всепроникающем номенклатурном блате. Нет в “Поколении Икс” свободной любви, нет наркотиков — ребята ездят на пикники, сами готовят друзьям пищу и рассказывают друг другу байки.
Книга “Поколение Икс” принадлежит перу канадского писателя Дугласа Коупленда. Оформлена она удивительно: в начале каждой главы — фотография облачного неба, на поля вынесены картинки с ироничными подписями, всюду чувствуется парадоксальное сочетание морали и артистизма, пафос антирыночного мировоззрения. Чего стоят одни названия глав, похожие на энергичные лозунги:
Я вам — не объект маркетинговой стратегии.
В тридцать скончался, в семьдесят похоронен.
Делать покупки — это еще не творчество.
Почему я такой бедный?
Жди молнии.
Не ешь себя.
А вот афоризмы на полях книги, описывающие некие новые социально-патологические явления:
Беднохондрия:
ипохондрия, вызванная отсутствием медицинской страховки.
Наутек от прогресса:
миграция в населенные пункты, малозатронутые техническим прогрессом и информационной революцией, свободные от вещизма.
Сопричастность:
стремление в любой ситуации занимать сторону слабейшего. У потребителей это выражается покупкой неказистых с виду, “унылых”, либо не пользующихся спросом продуктов. “Я знаю, что эти венские сосиски — инфаркт на вилке, но они выглядели такими несчастными среди этой мажорской жратвы, что я просто была вынуждена их купить”.
Трущобная романтика профориентации:
феномен, когда образованный, уже имеющий профессию человек устраивается на работу, которая абсолютно не соответствует уровню его квалификации. Способ избежать ответственности и/или возможной неудачи на поприще своего истинного призвания.
Культ одиночества:
тяга к достижению автономности любыми средствами — как правило, путем отказа от длительных, прочных взаимоотношений. Часто возникает, когда от тебя слишком много хотят.

В конце книги приведены кое-какие цифры, к примеру:
Процент людей в возрасте до 25 лет, живущих в бедности:
1979 — 20
1987 — 33.
Количество убийств, которые среднестатистический ребенок успевает увидеть по телевизору к 16 годам — 18.000.
Процент бюджета США, расходуемый:
на нужды престарелых — 30
на нужды образования — 2.
Число работающих, приходящихся на одного человека, получающего пособие:
в 1949 году — 13
в 1990 — 3,4.
Процент женщин в возрасте 25-29 лет, никогда не состоящих в браке:
в 1970 году — 11
в 1987 — 29.

Уже по этим цифрам можно понять пафос книги: она защищает юность и молодость, защищает “вечные” ценности семьи и любви от разрушающего воздействия рыночной цивилизации, которая провоцирует рождение “отмороженных” людей. Борьба за выживание в новых условиях — это не только борьба за независимость, за своеобычность, за свой образ жизни. Это неприятие законов массового общества, когда немногие (“звезды”) живут за других, за всех — а тем остается наблюдать за их жизнью. Книга “Поколение Икс” позволит понять американскую молодежь: тайна иксеров состоит не в политической, а эстетической и бытовой борьбе против расчеловечивания людей в цивилизованном обществе, в неповиновении рыночным правилам жизни, сплошь и рядом порождающим скотство и пошлость, от которых приходят в экстаз и сатанеют наши доморощенные проповедники “общечеловеческих ценностей”. Если правда то, что написал канадец Коупленд о поколении Икс, то для такого поколения тайной икс является душа человека — и традиционная культура с ее священными ценностями веры и любви будет “иксерам” ближе, чем контрацептивы и протезы “либерализма”.
Юрий СОКОЛОВ
1.0x