Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 июня 1998

ТАК!

ТАК!
24(237)
Date: 16-06-98
В Музее личных коллекций (при Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) — занимательнейшая выставка, посвященная столетию общества "Мир искусства".
Здесь можно увидеть работы, ныне находящиеся в частных собраниях. Бенуа, Сомов, Остроумова-Лебедева, Бакст, Грабарь, Добужинский, Головин, Рерих — вот неполный список знаменитостей, чьи работы представлены на выставке.
Считается, что "мирискусники" как направление сформировались в процессе бегства от "костного" передвижничества. Пародоксально: европоцентричные стилисты из "Мира искусства" встали у истоков отечественной книжной графики, дав первоначальный импульс самобытным и уникальным оформительским школам, сформировавшимся в России за советский период.
Интересно, что романтические тенденции в творчестве "мирискусников", связанные, например, с темой XVIII века, в конце концов мутировали и, в виде чудовищ, всплыли на поверхность современного искусства. С какой эротической нежностью Сомов рисует мушку очередной маркизе, застрявшей в беседке... И с каким извращенным упорством спустя девяносто лет Шемякин штампует своих паскудников в треуголках и камзолах...

Знакомясь с работами "мирискусников", вспоминаются эпитеты, которыми Бенуа характеризует творчество Сомова: "...до удушья ароматичное, до гримасы изысканное, до болезненности нежное". Может быть, под данное определение не подпадают суховатые работы Бакста и светлые творения Серебряковой, но в целом панорама творчества "мирискусников" действительно оставляет впечатление чего-то сладостного и зыбкого, напоминающего перезрелый и теперь уже не запретный плод...
ТИТ
1.0x