Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 мая 1998

МИМИКРИЯ

Author: Р. Скиталец
МИМИКРИЯ
18(231)
Date: 05-05-98
С 1992 года, несмотря на все экономические трудности, режим Ельцина усиленно наращивал внутренние войска и отряды ОМОН, ОМСДОН, СОБР, которые предназначены не для наступления на преступность, а для жестокого подавления протестных выступлений народа. Первые уроки эта "новая" жандармерия преподала москвичам в 1992 году у Рижского вокзала и Останкина, жестоко избив демонстрантов, которых гайдаровские "реформы" лишили сбережений и достойных условий существования. Отличились "стражи порядка" и при разгоне первомайской демонстрации в Москве в 1993 году — сцены кровавых расправ над стариками с боевыми орденами на груди, женщинами и молодыми людьми, самый дикий произвол, кровавые лужи на асфальте — все это было показано по телевидению на весь мир.
Эти страшные события, однако, не заставили задуматься даже тех, кто так яростно обличал прежнюю власть партии, хотя становилось очевидным, что новая власть может стать, при определенных обстоятельствах, намного страшнее предыдущей, а новые хозяева, действующие под прикрытием демократических лозунгов и соответствующих конституционных декораций, страшнее и грязнее во много крат былой партийной олигархии.
Единственной базой для подлинно демократического, прогрессивного движения страны по пути реальных реформ в интересах народа оставался Верховный Совет, против которого и направлялись тогда сокрушительные удары всех политпроходимцев, как огня боящихся Парламента, его контрольной деятельности по недопущению расхищения государственной собственности и ограбления народа. И если все "демократические" газеты и телевидение, потеряв всякое чувство чести и стыда, день и ночь лгали о сути этих событий, стремясь изобразить сотни тысяч демонстрантов как неких головорезов, то Верховный Совет России создал Комиссию по расследованию обстоятельств немотивированного избиения людей, добился возбуждения уголовного дела в отношении работников милиции, которое, однако, трусливыми прокурорами было вскоре прекращено...
Прошло несколько лет, в апреле 1998 года на демонстрацию протеста против антиреформ в сфере образования вышли студенты Екатеринбурга и оказались жестоко избитыми бойцами отрядов ОМОН. Что тут началось! И Ельцин взял "дело" под свой личный контроль, и новый премьер Кириенко дал поручение новому министру МВД Степашину "беспристрастно" изучить "дело", и сняли с работы начальника областного управления МВД Свердловской области, который якобы отдал приказ избить студентов, и телевидение по всем каналам осуждает эти действия властей и милиции области — чудеса какие-то!
Зададимся, однако, вопросом — что это за метаморфозы, с какой стати власть вдруг "подобрела"? Почему она была такой жестокой, и в прямом смысле фашиствующей в 1992-1993 годах, и вдруг превратилась в одержимую любовью к народу, и особенно к молодежи в 1998 году? Видимо, дело не только в общем ослаблении ельцинского государства (хотя в этом тоже, и не случайно телеведущие все время бубнят о студенческой революции 1968 года во Франции), не только в том, что приближается его крах, который автор книги "Великая российская трагедия" предвидел еще несколько лет тому назад. Здесь еще и мощное влияние иных причин и обстоятельств. Так, страшась армии, которую Ельцин со своими приспешниками успешно развалил, он поручил своему доверенному министру Анатолию Куликову создать параллельные Вооруженные Силы в рамках МВД. С этим заданием генерал Куликов успешно справился — были действительно созданы мощные и многочисленные войска МВД, которые имеют на своем вооружении почти все виды военной техники, кроме флота и тяжелых бомбардировщиков. Они одновременно предназначались и для подавления массовых выступлений народа, и для ведения локальных войн, типа чеченской, хотя особенной доблестью и умением воевать в Чечне не отличились. Грабить, разбойничать, расправляться с беззащитными людьми и мирным населением — эту "науку" войска МВД усвоили в Чечне в избытке, о чем вряд ли там когда-нибудь забудут.
Но вдруг в конце марта Ельцин снимает с работы министра Куликова, вместе с премьером Черномырдиным. Что касается последнего, у специалистов нет сомнения в истинных причинах, это — полный крах экономической политики, проводимой им в течение пяти лет, обнаружившаяся беспомощность и полная бездарность. Надо было иметь большое воображение, чтобы найти какое-то рациональное начало в политике, действиях и словах Черномырдина. Сложнее дело с Куликовым, поскольку он выполнял безоговорочно все приказы "хозяина", к тому же надо отметить, ради справедливости, добился некоторых успехов в деле борьбы с преступностью и, представляется, имел верные подходы в этой тяжелой борьбе, хотя перекосы в сторону укрепления войсковых формирований, а также всех этих ОМОН, ОМСДОН, СОБРов — в ущерб работе сыщиков, оперативников, следователей — все это тоже было очевидным. Поэтому, повторяю, здесь дело сложнее, и необходимо учитывать, по крайней мере, следующие факторы.
Качественно изменилась ситуация в Армии — новый министр обороны генерал Сергеев показал себя решительным и, главное, — послушным сторонником президента и приступил к сокращению и реорганизации армии в полном соответствии с представлениями кремлевских чиновников Ельцина (включая рекомендации бывшего, крайне бездарного, но хитрейшего секретаря Совета по обороне), избавившись от генералов-фрондеров, и, таким образом, вопрос о возможном бунте армейской верхушки был снят с повестки дня. Но грозная опасность померещилась вдруг в самом Куликове, близком одновременно к Черномырдину, недвусмысленно осмелившемуся претендовать на президентское кресло. Посадив на место Куликова покорного Степашина, Ельцин поручил ему значительно сократить внутренние войска. Такая же операция ранее была проведена и с пограничными войсками, из которых методичный генерал Николаев сумел постепенно сформировать дееспособные формирования, представляющие собой внушительные силы.
Ныне сторонников президента в обществе все меньше, положение людей ухудшилось и продолжает ухудшаться, люди выходят на улицы, выдвигая лозунги с требованиями отставки Ельцина. Даже СМИ и не имеющие свежих мыслей в головах демократические полулидеры-полупропагандисты, в основном из числа бывшей партноменклатуры, которые утверждали эту ельцинскую политику, добивались насильственного роспуска Верховного Совета России и свержения его лидера, — сегодня блудливо прячут глаза, вспоминая свои те призывы, слова и действия; они не имеют мужества признать свою тогдашнюю неправоту, но уже не боятся открыто, и скорее — полуоткрыто, выступать против Ельцина и его политики. Московский мэр Лужков и лидер одной из небольших партий Явлинский взяли полностью на вооружение экономические идеи бывшего председателя Верховного Совета в области экономической реформы, которые он объявлял в 1992-1993 гг., и используют любой повод для того, чтобы обрушиться на "гайдаровско-чубайсовско-черномырдинский монетаризм", о торжестве которого Черномырдин легкомысленно объявил за две недели до своего бесславного ухода из "Белого дома".
Ельцин уже не может себе позволить использовать силу в противоборстве со своими противниками, и ему приходится лавировать, заигрывать то с Думой, то с шахтерами, то с интеллигенцией, причем в преддверии очевидного полного экономического краха страны. И вот — "беру под свой контроль расследование факта расправы над студентами со стороны милиции Екатеринбурга". Зато ни одного слова не произнесено о причинах студенческих волнений, о дне протеста в апреле 1998 года, когда на улицы российских городов вышли более 15 млн. голодных и недовольных граждан.
Неслучайно, что при общем ослаблении режима Ельцина центральные газеты стали публиковать осуждающие МВД статьи и приводить результаты опросов населения. В частности, выявилось, что 91 % опрошенных считают, что МВД не защищает интересы народа, зато хорошо обеспечивает заботу о здоровье и жизни отдельных лиц. Это дало повод самой из всех антисоветских газет, "Известиям" (бывший орган Советов), сделать заключение, выведенное под многозначительный заголовок статьи: "Российская милиция работает гораздо хуже советской".
Все это, возможно, укладывается в кампанию, начатую влиятельными силами внутри России и за ее пределами, по устранению Ельцина от власти еще до президентских выборов в 2000 году, в которой видную роль играют "демократические" СМИ, часть деловых кругов и их иностранные покровители, обеспокоенные возможностью прихода к власти сильных деятелей, намеренных осуществлять такую политику, которая соответствовала бы интересам народа. Они, похоже, стали бояться, что события могут выйти из-под "ихнего" контроля, если Ельцин, ослабленный болезнями и иными отклонениями, останется у власти на какое-нибудь продолжительное время. Если это так, то маниакальное стремление продвинуть в премьеры молодого и неопытного Кириенко, кстати, довольно "серенького", выглядит отнюдь не как "импровизация Ельцина", о чем в один голос утверждают и демократы, и оппозиция, а хорошо продуманным стратегическим курсом со стороны как раз тех сил, которым нужен переход всей полноты власти к такому лицу на период возникновения соответствующей ситуации. Эти силы и подставили президенту нужного человека в нужное время.
1.0x