Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 апреля 1998

МИГам — БЫТЬ

МИГам — БЫТЬ (возвращаясь к напечатанному)
14(227)
Date: 07-04-98
В статье “Истребление истребителей” (газета “Завтра” № 11) утверждается, что на предприятии МАПО “МиГ” существует проамериканская “пятая колонна”, цель которой “законсервировать оборудование, а потом привести на объединение правительственную комиссию и продемонстрировать ей: видите МАПО “МиГ” — это труп. И потому надо исключить его из списка предприятий оборонки, не подлежащих приватизации, акционировать и передать в руки частных инвесторов. Далее... американские фирмы через подставных лиц скупят контрольный пакет акций”. Что будет потом, для газеты ясно — “наша военная авиация прикажет долго жить”. В статье также утверждается, что МАПО “МиГ” было “лишено лицензии на торговлю самолетами и потеряло доступ к своим счетам в банках”. Нельзя не подивиться удивительной практике автора: писать обвинительную статью, не познакомившись с фактами.
МАПО “МиГ” по решению правительства первым среди оборонных предприятий получило лицензию на самостоятельную деятельность в сфере ВТС, и для лишения лицензии нужно также решение правительства. Такого решения не было, и странно, что это игнорирует автор.
Теперь по поводу “Программы антикризисных мер”, разработанной “проамериканским, в большинстве своем, советом директоров” МАПО “МиГ”. Документа с таким названием нет в природе, но в объединении разработана и введена приказом от 19 марта 1998 г. (на день позже появления газеты в продаже) генерального директора Григория Немова “Программа первоочередных мер ГУП МАПО “МиГ” на период до 1 сентября 1998 г.”, цель которой аккумулировать средства на приоритетных разработках — модернизации МиГ-29 до уровня многофункционального истребителя с большим радиусом действия, завершении летных испытаний самолета МиГ-АТ и доведении его характеристик до продажного уровня.
В отсутствие оборонного заказа на предприятии отдельные цеха имеют неполную загрузку. В этой ситуации руководство предприятия приняло решение отправить в вынужденный отпуск часть персонала (примерно, 10-20 %) с выплатой минимальной зарплаты, установленной предприятием каждому работнику, размер которой в среднем составляет 600 доминированных рублей в месяц. Одновременно будет проведена консервация производственных площадей и оборудования, не занятых в производстве. Это делается не для того, чтобы удостоверить некую высокую комиссию в том, что “МАПО “МиГ” — труп”, а для вывода простаиваемых мощностей из налогооблагаемой базы.
Насчет акционирования. МАПО “МиГ” включено правительством в проект закона о государственной программе приватизации оборонных предприятий в 1998 г. Этот список был не раз опубликован в СМИ, в том числе в правительственном официозе — “Российской газете”. Так что “проамериканскому руководству” объединения незачем предпринимать какие-то действия, чтобы побудить правительство к акционированию МАПО “МиГ”. Правительство само решило сделать это. Надо отметить, что отношение к акционированию далеко не у всех на заводе однозначное.
Теперь об утверждении, будто “руководящий состав — от начальников цехов и выше — начали приглашать в США для обучения работе в рынке”. И делалось это американцами с гнусной целью: “добить МАПО “МиГ”.
Да, отдельные сотрудники МАПО “МиГ” обучались в Штатах, и не только в них, но и во Франции, Италии, Великобритании. И делалось это не по приглашению, а за деньги МАПО “МиГ”. После обучения, сотрудники должны были отработать на предприятии не менее 5 лет. Такая практика применялась в авиапроме в советское время. К примеру, председатель АВПК “Сухой” Алексий Федоров, другие известные руководители и специалисты тоже обучались в американских школах менеджмента. Что, их тоже причислять к “пятой колонне”?
Большинство российских ОКБ и авиационных заводов находятся в бедственном состоянии. Так что же, в этом виноваты “пятые колонны” в руководстве этих предприятий? Причины надо искать в кризисном состоянии нашей экономики. Так что, по сути, газета “Завтра”, вольно или невольно, подрывает имидж МАПО “МиГ” на внешнем рынке, именно в тот момент, когда МАПО “МиГ” участвует в нескольких тендерах на поставку истребителей МиГ-29 и учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ. Таким образом газета “Завтра” действует на руку иностранным конкурентам, первую позицию в списке которых занимает США.
Что касается правительственного кредита под несуществующий индийский контракт, то МАПО “МиГ” к нему отношения не имеет. Кредит брал прежний руководитель ВПК “МАПО” Александр Безруков. Сейчас идет следствие. Пока можно сказать одно: некоторые организации поживились за счет него. Возможно, что деньги, или хотя бы их часть, удастся вернуть. Но это тема для отдельного разговора.
Валерий РОДИКОВ,
эксперт МАПО “МиГ”

13 ноября 2025
20 ноября 2025
20 ноября 2025
1.0x