Author: Олег Кузнецов
“ГРЯЗНЫЙ, СЕРЫЙ, ПУЧЕГЛАЗЫЙ...”
11(224)
Date: 17-03-98
Некий художник создал "пантомимическую концепцию русской истории" как "собрание национальных гримас". Его "грязный, серый колорит, призванный, очевидно, подчеркнуть суровую простоту автора, вряд ли найдет поклонников среди ценителей чистоты зрительских переживаний". В его картинах "личность приносится в напрасную жертву попытке повернуть время назад при оживленном бездействии народа" и там "всегда значительно больше персонажей, чем может уместиться, а встав, многие из них рискуют прошибить головой потолок в комнате".
Вы не угадали, о ком это? Придется подсказать. На лице боярыни Морозовой застыло "надсадное упрямство", на лицах солдат Суворова "истерический восторг", а Меньшиков пребывает в ссылке в "маникальном отчаянии". Теперь вы знаете: злосчастный художник — Василий Суриков. Однако никогда вам не угадать автора этих странных дефиниций, вытащенных на страницы самой "независимой", судя по ее названию, газеты.
Дело, конечно, не в личности автора цитированных строк (подобный пасквиль на великого русского живописца мог написать любой арт-гаденыш из "независимых"), однако не могу здесь не вспомнить некоторые эпизоды, связанные с годами моей учебы в художественном ВУЗе, где имел я удовольствие наблюдать, как академик Андрей Васнецов, натужно вздыхая, изучал работы бездарного Кирюши Ильющенко — и ставил ему троечки, с оглядкой на то обстоятельство, что в институте работала родительница сего юноши. Этот фонвизинский персонаж, как нетрудно догадаться, несколько подрос, и ну строчить посмертные доносы на великанов прошлого.
"В поздних работах, уже изъеденных червяком коньюнктурности, Сурикову удается передать хмельное возбуждение ненужной победой. Будь то история о бессмысленном взятии снежного городка или тщетном покорении Альп, где распаленные солдаты, выпучив глаза, с адской скоростью несутся куда-то вниз, кажется, прямиком в преисподнюю". Но при чем здесь победа, нужная она или ненужная, если взятие снежного городка — просто русская забава, а, как говорил Достоевский, "кто любит людей, тот и веселье их любит"? Но не любит автор статейки ни веселья, ни русских людей. А что касается покорения Альп, то отвечу пословицей: "Если кажется, сукин сын, — креститься надо". Но похоже, что на авторе и креста-то нет, ибо его цель — либо понизить стоимость работ Сурикова на международных аукционах, куда со временем компрадорское правительство их приволочет, либо налицо просто жалкая попытка пигмея встать "на одну доску" с великим человеком и, естественно, "прославиться" на ниве ревизии признанного авторитета...
Только послушайте, какой менторский тон по отношению к русскому национальному гению:“Композиционные несуразности в передаче реальных масштабов общеизвестны, критике они не подлежат..." Оказывается, в характере Сурикова была "здоровая коммерческая наглость", а сам живописец — лишь "работающий ремесленник" и “претендент на титул глашатая истинно национальной идеи".
Хватит издеваться, господин Недоросль! Художник Суриков не может быть претендентом, так как давно находится в мире вечных сущностей...
И все же, когда читаешь подобный бред, невольно веселится дух: Господи, как хорошо, что была Российская империя, что жил на свете сибирский казак, настоящий мужик Василий Суриков, каждая из работ которого и сегодня перевесит миллиард современных педерастических концепций. Понимаю, для некоторых персонажей даже память о русском величии ненавистна, а святыней является лишь образ голой шлюхи, намалеванной на стене аэрозольным баллончиком. Сами же они — вполне соответствуют собственным эпитетам, что и отражено в заголовке... Так что пожалеем несчастных, и в радостном предвкушении встречи с полнокровной жизнью двинем в Третьяковку, где уж месяц открыта юбилейная выставка графических и живописных работ Василия Ивановича Сурикова.
Олег КУЗНЕЦОВ
1.0x