Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 марта 1998

ДЕРЖИСЬ, КОНЯХИН!

ДЕРЖИСЬ, КОНЯХИН!
10(223)
Date: 10-03-98
Машина ельцинского правосудия работает так же заморочно, как вся власть в стране...
По доносу “Известий” был арестован Николай Коняхин — законно избранный мэр города Ленинск-Кузнецка, человек из народа, попытавшийся бороться с беззаконием режима законными методами. Предлагаемое интервью с Коняхиным кемеровский журналист Сергей Устюжанин взял за день до его ареста. Теперь стало известно, что арбитражный суд Кемеровской области оправдал Коняхина в главном эпизоде обвинения: аукцион по приватизации магазина “Ирина” признан законным.
Так же рассыплются и все остальные статьи. Коняхин выйдет на свободу и доведет до конца свои намерения по улучшению жизни города. Ибо не в русской провинции, а в столице находятся настоящие воры...


— Месяцы работы главой города изменили ваши прежние представления о городских проблемах?
— Когда шел на выборы, то уже пытался вникать в городские проблемы и настраивался, что будет нелегко, но действительность оказалась немножко сложнее. Я не ожидал, что здесь такое состояние дел. С бизнесом не сравнить никак. Там легче заработать деньги. Здесь никак не заработать! Неимоверно трудно собрать налоги. Люди не получают зарплаты и не платят за жилье, свет, воду, а городское хозяйство задыхается без этих денег.
Вот сегодня городу нужно полтора миллиарда, а на счету всего 60 миллионов рублей, и ты должен ломать голову, как их так разделить, чтобы хватило на больницы, школы, детские пособия, уборку территорий.
А тут устали от безденежья коммунальщики и бастуют второй день. В общем, на выборах я не представлял ситуацию во всех деталях, но настраивался на серьезную работу и был готов.
Аппарат городской администрации я заменил полностью. Не все могут и хотят выдержать предложенный мною стиль работы. Как я и обещал, увеличился рабочий день в будни, приходится прихватывать субботы и воскресенья. В целом команда подобралась с понятием, настроенная на дело, с заботой о населении. Все замы владеют ситуацией по своим направлениям, и нет такого, чтоб я кого-то спросил, а он не смог ответить. И постоянно идут с предложениями, как нам наладить городскую жизнь.
— Может быть, эти ваши резкие перемены заставили администрацию городка Полысаеве говорить об отделении от Ленинска-Кузнецка. Они боятся, что вы железной рукой зажмете их...
— Да никого я не собираюсь зажимать. В Полысаево есть избранный народом глава города, и пусть работает. Просто бюджет Ленинска-Кузнецка должен быть один, и Полысаево должно финансироваться из этого бюджета по смете. А с разговорами об отделении, самостоятельности, которые искусственно нагнетаются, мы зимой людей заморозим. Да и наши опросы населения о возможном отделении показывают, что людей совершенно не привлекает идея сделать Полысаево городом областного подчинения. Волнуют вопросы насущные: есть гарантии, что в отдельно взятом Полысаево будет нормально с медициной, образованием, правопорядком? Таких гарантий нет.
— Что вам удалось за эти месяцы власти сделать? Какие обнаружили резервы и неведомые раньше возможности?
— Резервов и возможностей у нас непочатый край, только денег нет. Я думал, что в исполнении хороших дел для города мы будем опираться на бюджет, уж в бюджете-то всегда деньги есть. А оказалось, что сначала нужно собрать, а потом оказывается, что у тебя нет ни одного варианта поддержать финансированием добрый проект развития города, нужный и полезный. По сути, мы все деньги проедаем, затыкая дыры ежедневных проблем. Получается, что мы живем одним днем, и никаких инвестиций.
Не думайте, что жалуюсь. Судите сами по одной детали: когда я принял город, то его прямые долги были больше годового бюджета.
Найти источники финансирования сложно, на кредит в банке мы пока не идем, но проекты прорабатываются.
Если не можешь вложить деньги в развитие — значит, надо экономить. Одно из первых добрых дел нашей администрации — снижение цены на молоко. Просчитали все издержки, нашли общий язык с совхозами, поддерживая селян, я распоряжением запретил магазинам покупать иногороднее молоко.
Я запретил, а прокурор опротестовал. Но к тому времени молоко уже подешевело, и цены замерли на низком уровне.
Денег нет, и мы пытаемся выстраивать различные цепочки зачетов, готовы сотрудничать со всеми городами Кузбасса. Создан муниципальный “Торговый дом “Сибирь”, который готов предложить прокопчанам, беловчанам и другим продукцию наших предприятий в обмен на них.
Это наша область, и я думаю, что для общей пользы необходимо наладить такое сотрудничество. Денег ведь ни у кого нет.
— Обнаружились непреодолимые преграды?
— Есть. Четыре месяца бьемся с правоохранительными органами. Собираем и направляем документы на воров, но все эти выстроенные ниточки в наших органах теряются, никаких мер не принимается. Руководство правоохранительных органов у нас — не жители Ленинск-Кузнецка. Этакие вахтовики. Поначалу после пяти часов никого не мог найти на рабочем месте. Прокурор живет в Белово и к нам наезжает, начальник городской милиции живет в Кемерове и, наверное, с большим удовольствием уезжает с работы, чем едет сюда. Я жаловался Чубайсу: “Анатолий Борисович, помогите решить одну проблему — коррупцию, с остальными мы сами справимся!” Но никакой реакции.
Народная собственность безнаказанно расхищается. А правоохранительным органам нет дела: начальник ГАИ в восьмикомнатной квартире устроил сауну и бассейн, да еще и домик построил. И вдруг обнаруживается много странностей с его квартирными сделками, но кто их расследует? Начальник уголовного розыска выстроил коттедж, что Рокфеллеру не стыдно было бы жить.
А прокурор города ищет несоответствия в Уставе города, который принят народом. Ну где он раньше был, ведь год прошел, почему стал проявлять активность только после того, как депутаты горсовета направили запрос о смене прокурора.
— Будем верить, что справедливость восторжествует. А в работе с промышленниками есть сдвиги?
— Тут свои странности. Угольщики, например, говорят: мы не можем напрямую поставлять уголь в мэрию Новосибирска для ТЭЦ-5, дескать, не пускают посредники. В Новосибирске энергетики тоже говорят: не, мы напрямую не берем уголь. Да что это такое: цена распухает вдвое, а никто ничего не хочет делать. И директор шахты признается, что ему лишь бы доработать до пенсии, не нужно ему трений с посредниками. Ну как так? А выйдешь ты на пенсию, кто тебе ее будет платить? Или на Канары собрался, или уже сам себе в банке пенсию отложил?
— А предприниматели? Было неожиданностью услышать, что вы не всегда с ними находите общий язык...
— Да, была тут у нас одна серьезная размолвка. Деньги нужны на подготовку к зиме. А Аман Гумирович Тулеев пообещал так: 1 рубль собираете зачетом — даю 1 рубль зачетом, собираете 1 рубль “живьем” — даю 2 рубля сверху.
Мы сели, давай все просчитывать, если мы обращаемся к предпринимателям с просьбой перечислить авансом деньги в бюджет, то мы можем собрать 10 миллиардов. И Тулеев нам тогда даст обещанные 20 миллиардов. Вот на эти деньги мы бы без дерганий сняли бы в городе социальную напряженность.
— Распоряжение было рекомендательного характера? Для иных предпринимателей ваш авансовый залоговый платеж существенно сокращал их оборотные средства...
— Распоряжение было обязательным. Я понимаю, что есть власть и частная фирма. Но это наш город, его нужно подготовить к зиме. Многие сильные предприниматели видят, как мы бьемся, и помогают. Кто бизнесом пять лет занимается, он уже себя обеспечил и понимает, что нужно позаботиться о душе и о городе, нам же здесь жить.
Вообще предприниматели у нас молодцы, дают людям возможность заработать, без них тут был бы завал. Вот я их валю, а они на меня “бочку катят”: мы-то думали, что он нас будет защищать, а он еще хлеще коммуниста! Что мне им ответить? Меня выбрали не председателем ассоциации предпринимателей, а главой города, чьи интересы я и должен защищать в первую очередь. Надо богатых немножко пошевелить и прижать. Конечно, бизнес мы будем поддерживать тоже, без этого мы себе столько проблем создадим! И никакого бюрократического подхода к бизнесменам не будет, я ведь помню, как раньше надо мной измывались — это ж невозможно работать. Но прижимать будем...
— Говорят, горсовет у вас избран сплошь “тулеевский”. Ладите?
— Половина депутатов — коммунисты, и собрали недавно подписи за выдвижение Авалиани, половина — сторонники Тулеева (4000 подписей собрали). Вот на этом водоразделе они две сессии мучились, выбирали председателя. Но выбрали, слава Богу, и мы заработали. Честно признаться, с горсоветом мне повезло. Политика моя — для народа — совпадает с их. Находим общий язык.
— Странно, что вы и с Тулеевым находите общий язык, готовы ограничить торговлю водкой в пользу Мариинска и Новокузнецка.
— Зря вы обвиняете Тулеева. Это государственная политика. Аман Гумирович в области, а мы в городе должны заботиться о детях, стариках. А для этого нужно наполнить бюджет. Торговля водкой и сигаретами — предмет государственной заботы. Мы никого не ограничиваем. Просто муниципальное предприятие “Сибирь” получит водку от Мариинска и Новокузнецка под гарантию города на реализацию. Это ведь выгодно!
— Ленинск-Кузнецк никогда не будет Парижем или Москвой. Огни больших городов...
— ...Не манят. Устаю я в Москве, например. Через 3— 4 часа голова начинает болеть. Здесь, конечно, не сахар... На этом месте вообще голова пухнет от проблем. Но сам выбирал, и люди доверили. У выборов же была невидимая интрига: воры собирались вокруг одного кандидата и обещали, что если выиграют — закатают Коняхина в асфальт. Сегодня они лишились кормушки, исчезли из города, но щупальца тянут. Любой администрации нужны риск, смелость и честность. Это у нас есть, и все получится...
* * *
В этом интервью Николай Коняхин точно назвал своих врагов “ворами”. Именно на этих “воров” и сработали “Известия”, по навету которых Ельцин со своим разгоряченным воображением и науськал бригаду следователей на Коняхина.
Держись, Николай!

Георгий СЕМЕНОВ
1.0x