Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 января 1998

ГДЕ БРАТ ТВОЙ?

Author: Зоил
ГДЕ БРАТ ТВОЙ?
1(214)
Date: 7-1-98
КАЗАКИ говаривали: “Тому роду не быть переводу, где брат за брата идет в огонь и в воду”...
Брат Данила Багров за своего старшего брата пошел убивать вожака чеченской группировки, контролирующей питерские рынки...
Может быть, потому так запросто пошел, что остались у него после недавней войны какие-то неоплаченные долги. За убитых товарищей, к примеру. Убрал Данила питерского Чечена быстро, надежно и профессионально. Видно, не впервой такие операции проводить... Помог старшему брательнику, с которым когда-то в одном поселке рос, который его как-то четырнадцать километров на руках нес, больного, до дома, до матушки. Чего ни сделаешь ради брата.
Брат Данила решил помочь старшему брату и во второй раз — убивать какого-то ненужного конкурента. Брат Данила сам добровольно решил стать наемным убийцей. И винить кого-то в принятии этого решения уже незачем.
Смотрел я этот напряженный, психологический, трагический фильм режиссера Алексея Балабанова “Брат” и рукоплескал очередной победе русского кино. Ни в какие сравнения не идут американские и итальянские боевики, куда там Тарантино или Копполе перед зрителем галерея уродливых образов эпохи. Перед нами — перевернутая Россия... Прежде всего хочу отметить сильные актерские работы. Становится серьезным, профессиональным актером молодой искусствовед Сергей Бодров-младший, играющий Данилу. Великолепен Виктор Сухоруков в роли старшего брата Виктора. Убедительна Светлана Письмиченко и в любви, и в ненависти, и в своей вечно горькой женской доле, в фильме она тоже Светлана, водитель грузового трамвая, на свою беду полюбившая Данилу, но не решившаяся стать спутницей его опасной жизни, оставшаяся с пьяницей мужем...
Но Данила — это не какой-то жуткий персонаж. Он — романтик, он — поклонник “Наутилуса...”, он — благородный рыцарь и человек слова. Он — как бы символ будущей России. Кинозрители выходили из зала, влюбленные в нашего героя, всегда спокойного, всегда хладнокровного, всегда жестокого... Все бы хорошо, но как-то легко Данила согласился со своей ролью наемного убийцы, очевидно, этим определив свою судьбу до конца. Поселковый милиционер дядя Ваня, когда-то одноклассник отца Данилы, предвидя будущую коварную судьбу Данилы, пригласил его работать в МВД. Таким, как Данила, спецназовцам из “горячих точек”, три пути было, есть и будет.
Первый — постараться позабыть обо всем, что было, забыть навыки и умение убивать и становиться шофером, врачом, строителем, инженером. Самый трудный и самый надежный путь, каким шли миллионы солдат после окончания бесчисленных войн в истории России...
Второй путь — пойти в органы, в войска, в МЧС, в ОМОН, в любые государственные силы порядка и совершенствовать свое умение в интересах государства и общества. Такой путь тоже многие выбирают.
Третий, как уже догадался читатель, использовать свои специфические навыки в жизни, с неизбежностью уходя в криминализированный мир, как бы ты сам этого вроде бы ни желал... Увы, насколько понимаю, это может ждать нашего любимого героя. Может, он и будет кого-нибудь жалеть, убивая не всех, а через одного, станет сентиментальным бандитом, каких было много в истории преступного мира, но тем, кого он не пожалеет, от этого будет не легче...
Даниле пришлось убивать нанятых киллеров, а на квартире старшего брата он уже устроил настоящее побоище, без сожаления пристрелив и Крутого, и обоих его помощников... Характерная деталь, и очень достоверная: помощников он убивал не в бою, а уже лежащих на полу, руки за голову... Старшего брата после этой мясорубки он отослал в поселок к маме, не забыв забрать у него этак тысяч сто долларов, выделив ему только одну пачку — на гостинцы маме... Покончив с разборками в Питере, Данила решил завоевать Москву, взяв с собой и подружку Свету. Пьяницу мужа как бы между прочим прострелил, чтобы знал, с кем связывается, и не мешался под ногами... Но Света-то, эта русская женщина, из тех, кто предпочтет умереть, но никого убивать не будет, она предпочла остаться с простреленным мужем, по-русски и по-бабьи жалея его, но идти в народные мстительницы, кочуя вместе с Данилой, категорически отказалась... Нет, эта будущая Россия ей явно не по нутру. Света и Данила — два варианта России третьего тысячелетия. Режиссер раздвигает рамки простого боевика, он делает программный, знаковый фильм...
Я бы не считал эти трупы и пачки долларов, будь передо мной крутой боевик вроде наших “Пиратов ХХ века” или американских “Коммандос”. Но даже учитывая все несомненные элементы коммерциализации фильма, ставки на кассовость и массовость, новая работа Алексея Балабанова смотрится как серьезное психологическое кино, сопоставима с лучшими работами Никиты Михалкова и Алексея Германа. И тут уже прямо по-чеховски — ружье обязательно стреляет. Скажем, обрез, прихваченный Данилой в Москву и вроде бы замеченный шофером грузовика, в котором выбирается из Питера герой, прямо говорит о будущей судьбе благородного рыцаря обреза.
Данила Багров для своих противников гораздо страшнее своего брата.
Его и таких, как он, много раз обманули руководители государства, о нем позабыли, над ним вволю поиздевались в прессе, и он держит свой героизм и свою верность при себе. Ему уже пофигу все призывы власти, все поучения. Он отверг весь опыт своих отцов как ненужный, как приведший к тотальному поражению всех людей...
Даже фронтовикам, увы, нечего сказать Даниле Багрову. Видно, что он воевал не хуже их, и что в результате? Почему они допустили все нынешнее безобразие? Почему предали свою Победу?
КИНОФИЛЬМ “Брат” покоряет не только мастерством режиссера, эстеты могут провести параллели и с “Ассой” Соловьева, и с “...Иваном Лапшиным” Германа, ценители красоты могут отметить высокопрофессиональную работу оператора Сергея Астахова, молодые поклонники рок-музыки будут покорены музыкой Вячеслава Бутусова, его участием в фильме, вмонтированными кадрами из концертов с участием “Наутилуса Помпилиуса”, Насти, “Аквариума”...
При желании этот фильм “Брат” можно вообще трактовать как музыкальный фильм, герой которого фанат русского рока. А весь сюжет — как нагрузка к клипам с участием крутых рок-звезд. Мы видим рок-музыкантов на богемной тусовке в квартире... И ради исполняемой “вживую” песни мы поверим, что крутой профессионал своего дела Данила Багров за минуту до прихода “клиента”, которого Даниле поручили убить, поднимается этажом выше к этим богемщикам и остается там, очарованный музыкой... Как бы забыв о том, что ждет его внизу. Мы видим Данилу со Светой на концерте “Наутилуса...”, затем с другой знакомой, крутой победительницей “оттопыриваться” травкой и прочей “кислотой”, девицей по кличке Кэт, мы присутствуем в каком-то крутейшем ночном рок-клубе. Кто предпочитает цивилизованным рок-ансамблям “Наутилус...” и “Аквариум” новейшие выступления групп “Два самолета”, “Колибри” и “Препинахи”, тоже включит фильм “Брат” в число культовых работ...
Режиссер Алексей Балабанов умело втягивает в свое пространство широчайшую молодежную аудиторию. Но не случайно фильм “Брат” вызывал ожесточенные споры на Каннском фестивале и на нашем телевидении... Не случайно Арсений Суховерхов в “Московском комсомольце” презрительно называет эту работу “киномокрухой”. Казалось бы, такая “крутая” молодежная газета, тоже обожающая “оттопыриваться”, вдруг люто отрицает “суперсобытийность” фильма “Брат”, говорит о “мерзком осадке” после знакомства с лентой, обзывает Данилу Багрова “откровенным моральным недоноском”... А заодно обрушивается с руганью на все новое русское кино, на фильм Чухрая-младшего “Вор”, на “Сироту казанскую” Владимира Машкова... Не по нутру “Московскому комсомольцу” национальный праздник русского кино... Чем не угодили молодые кинорежиссеры и актеры? Даже обстоятельного киноведа Леонида Парфенова заподозрили в сознательной профанации зрителя за его серьезные слова в адрес “Брата”.
Я думаю, “Московский комсомолец” и другие демиздания огорошены не “киномокрухой”, лукавят журналисты... Этой мокрухи в самом “МК” в любом номере через край. А уж сколько мокрухи в ежедневных заполонивших все телеэкраны американских боевиках, никакому Суховерхову не подсчитать... Так что не надо разыгрывать из себя блюстителей нравственности и целомудрия... Именно все наши средства массовой информации и навязали зрителю и читателю стереотип необходимого зрелища, неизбежные правила игры для любого режиссера и писателя, ставящего своей целью прорваться к массовому зрителю. А Алексей Балабанов и не скрывает своего стремления утвердиться в умах самой многомиллионной аудитории... Он как бы бросает в лицо законодателям нынешнего искусства: вы требуете непременного боевика — вы получите боевик не хуже “Коммандос”...
Естественно, не возмутила прессу и музыкальная канва “Брата”.. Я не слышал, чтобы “Московский комсомолец” слыл противником рок-музыки... Почему после “Ассы” не продолжить в нашем новом кино подобную линию рок-фильма, кстати, и мокрухи в “Ассе” не меньше...
Для меня важнее и музыкального фона, и элементов крутого боевика сверхзадача фильма “Брат”...
Поиск национального героя...
Он весь в крови... Так кто его приучил к этой крови?
Он научился убивать... Так кто и зачем его научил убивать?
Он отторгает от себя инородцев... Так и на войне, куда его послали нынешние демократы, ему приходится иметь дело не с братьями-славянами. Опыт Буденновска, Кизляра и совсем недавнего Буйнакска учит наших молодых граждан совсем не интернационализму.
И от общения России с Америкой и другими “цивилизованными странами” наши молодые граждане видят лишь развалины родной страны, безработицу для себя лично и бесперспективность дальнейшего общения с этим самым Западом...
Таким, как Данила, глубоко плевать на умные слова всяческих Чубайсов и Гайдаров... Они постигают новую реальность в своей реальной жизни.
И потому наш герой Данила Багров так многообещающе заявляет американцу в рок-клубе: “Музыка американская — говно!.. Да и сами вы... Скоро всей вашей Америке кердык!.. Мы вам всем козью рожу устроим...”
Притягательно это высказывание потому, что не в запальчивости сказано, и самому мирному американцу Данила ничего плохого делать не собирается... Пусть пока балдеет в Питере... Но сидит в Даниле и в миллионах таких, как он, чувство униженного и оскорбленного... Может, сами американцы и не думают об унижении, тем хуже для них. Что это они уже и Черномырдину указывают, какие решения принимать, и Ельцину диктуют, что делать... А если даже Ельцин возмущенно делает вид, что не принимает американского диктата, то что же “московские комсомольцы” упрекают ребят, прошедших уже огонь и воду и не желающих слушать советы дяди Сэма?
Конечно, ”Московский комсомолец” не мог переварить ответную реплику Данилы Багрова, брошенную двум наглым жителям Кавказа, издевающимся над трамвайным контролером: “Не брат ты мне, гнида черножопая...”
Алексей Балабанов не похож на режиссера-ксенофоба и не в восторге от подобных реплик своих же героев. Но он — режиссер новой реальности, и ему важна атмосфера этой реальности, даже сгущенная, но не выдуманная...В конце концов все мы помним неожиданно проснувшийся антиамериканизм Япончика или Таранцева, когда они реально увидели откровенно антирусскую направленность американских властей, раздувающих сегодня вместо былой “угрозы русского коммунизма” новую, столь же выдуманную, “угрозу всемирной русской мафии”...
В конце концов и реальный контроль над нашими рынками азербайджанцев и чеченцев вряд ли вдохновляет наших отечественных братков... Если мы создали криминализированное государство, то и криминал наш родимый не хочет отдавать контроль выходцам из других стран...
А уж признание вернувшегося с войны Данилы Багрова, что он “...евреев как-то не очень...”, я даже комментировать не хочу... Пусть Минкин комментирует... Сказал же Даниле его приятель, стареющий бомж Герман, мол, какая тебе разница — еврей или немец перед тобой... Вот и хорошо было бы, чтобы никакой разницы не было у таких, как Данила, — кто перед ним: американец, немец, чечен или азербайджанец... Кто озлобил Данилу? И что ждет миллионы таких озлобленных дембелей в нашей стране? Пока они стреляют пачками друг в друга прямо в казармах, пока они идут в наемные убийцы, но это временно, пока не видят нового, программного, системного выхода...
Когда они увидят реальный выход из нынешней опустошенной жизни и реального национального лидера, ситуация быстро изменится...
Убивать клиентов по заказу — с руки только таким, как старший брат Виктор, на большее у них никогда духу не хватит... Это простой уголовник на все времена, готовый идти под любого, без долга и идеала, потому и запросто предающий в опасную минуту своего брата Данилу...
Виктор не интересен. Из-за Виктора, наемного убийцы, не стала бы пресса шуметь и негодовать... Он из тех, кто живет по принципу: “Умри ты сегодня, а я — завтра...” Ему жалко брата, но если на него наставили пистолет, он тут же заманивает Данилу в ловушку, даже ради нескольких лишних минут жизни... Вот это и есть, господин Арсений Суховерхов из “МК”, “... откровенный моральный недоносок”. Такой и при Сталине, и при Николае II занимался бы тем же самым...
Данила Багров — новый национальный тип. Озлобленный, решительный, и в сути своей — не криминальный... Даже если он и в Москве не выйдет из мира разборок, ему надоест убивать просто так, за деньги, по заказу...
КОГДА-ТО правителей из Политбюро до смерти напугал романтический фильм “Я шагаю по Москве” с молоденьким Никитой Михалковым в главной роли... И правильно напугал: впервые явлен был новый национальный герой, который рано или поздно и опрокинул всю прежнюю систему. Напугать-то фильм напугал, а противопоставить ему вся сусловская команда ничего не смогла... Потому что сами первыми и изменили своему идеалу...
Сейчас в фильме “Брат”, осознанно или нет (часто талантливые художники делают свои прозрения, даже не понимая их глубину — это дано свыше), через тридцать лет после “Я шагаю по Москве” я увидел как бы новое воплощение национального героя. Он может активно не нравиться, он может пугать и нынешние власти, нынешних сусловых, и нынешнего обывателя, но других-то героев не видать?!
Кто еще заступится и за брата своего, и за обиженную русскую женщину, и за контролера в трамвае, и за несчастных бомжей, пирующих на кладбище?
Дело в том, что Данила Багров — не супермен. Не одиночка, противостоящий злодеям и спасающий обиженных красавиц. Супермена, скалькированного из американских боевиков, режиссеру Балабанову и актеру Сергею Бодрову простили бы все недовольные фильмом, даже при обилии процитированных мною реплик. Что взять с одинокого супермена? Кому опасен этот одиночка? У того же антихристианина Мартина Скорсезе в фильме “Мыс страха” такой страшила показан, но что страшила сделает с системой?
Данила Багров заряжен на людей, на “общее дело”, на старика-фронтовика, доживающего в питерской коммуналке, на Зинку, с трудом зарабатывающую на жизнь, на безобидного соседа-попрошайку, на бомжей со Смоленского кладбища, на русского немца Германа, торгующего часами на рынке и отказывающегося от нечистых денег, на мать, мечтающую о счастье сыновей, на милиционера дядю Колю, переживающего за таких, как Данила, на чудоковатых, но добрых и приветливых панков, на ту же начинающую наркоманку Кэт, трусливую и податливую, но тоже живущую не злом, готовую в рамках своего, пусть и убого мирка, помочь таким же, как и она. После Кэт и ее подружек я вспомнил поэтессу Алину Витухновскую. Кто ее защитит? Она ли — носитель нынешнего всероссийского зла? Она ли сделала русских нищими и униженными? Она, сама такая же, и сидит в тюрьме с такими же нищими и обездоленными русскими людьми...
Кэт, при всей внешней противоположности, при взаимных женских уколах, похожа на трамвайщицу Светку, на ее бедолагу мужа Павла Евграфовича, на всех слабых и сломленных русских людей.. Но рядом со слабыми и сломленными — вместе с ними, а то и изнутри их — появляются такие пареньки, как Данила Багров...
Его сила в том, что он любит людей — и везде находит людей: на богемной актерской тусовке, у бомжей, у милиционеров; даже подравшись с киношником в самом начале фильма, он не держит на него зла, готов с ним дружить, он спасает несчастного Степана, угодившего не в ту квартиру... Мудрый немец Герман ему говорит: “Город забирает силу. Сильный приезжает и становится слабым. Вот и ты пропал”. Слабость — когда подчиняешься атмосфере зла, когда живешь по правилам зла.
Немца играет Юрий Кузнецов. Что ни герой — то характер. Даже эпизодичные роли бандитов, бомжей, соседей по квартире — запоминаются. А вместе — возникает образ нынешнего общества. И как новая надежда — брат. Брат, который есть у каждого. Брат, который не хочет превращаться в криминальную “братву”... Брат за брата. Брат за сестру... За родителей... За детей... Общее русское дело...
Кто-то из таких, как Данила, не вырвется из мокрухи, из спецзаказов, так и останется за чертой милосердия... Кто-то погибнет — от милиции ли, от братков или от внешних врагов.. Кто-то замкнется в свои братства — афганские, чеченские...
Речь, как видите, не идет об идеализации Данилы Багрова, он — часть нашей новой реальности со всей ее убогостью, травмированностью и озлобленностью. Но именно от него тянется ниточка в будущее.
“Мы зачем живем?” — спрашивает герой фильма. Ему и отвечать на вопрос.
На снимке: кадр из фильма “Брат”
1.0x