Авторский блог В. Смоленцев 03:00 22 декабря 1997

ТАНК ИЛИ СКАЛЬПЕЛЬ?

ТАНК ИЛИ СКАЛЬПЕЛЬ? (Специальные операции как средство борьбы с сепаратизмом)
51(212)
Date: 23-12-97
Чем больше времени проходит после окончания войны в Чечне, тем явственнее видны ошибки и огрехи, совершенные в ее ходе. Иногда кажется, что мы в этой войне вообще забыли о том, что до Чечни мы всего за пять лет использовали двадцать шесть раз Вооруженные Силы для ликвидации локальных конфликтов или очагов сепаратизма. Был накоплен огромный опыт применения армии в этих обстоятельствах. Отработана соответствующая тактика, выработаны новые приемы и методы ведения борьбы против бандформирований. Наработаны новые организационно-штатные структуры, воспитана целая плеяда военных руководителей-"ликвидаторов"(специалистов по локальным конфликтам).
Увы, но с началом чеченской кампании высшему политическому и военному руководству России словно память отшибло. Оно действовало так, словно нарочно пыталось совершить все возможные ошибки и просчеты. Разрушение городов и сел, действия неуклюжими, неэффективными громоздкими частями, бессмысленное брожение по Чечне в "поисках" бандформирований, озлобление армии бессмысленными потерями, ее жестокость, и как следствие — восстановление против себя мирного населения. Все это словно списано из книг и воспоминаний о неудачах немцев в Белоруссии, американцев — во Вьетнаме, французов — в Алжире. Только на нашей российской земле.
Впрочем, если быть объективным, то господа Шахрай, Егоров, Лобов, Грачев, Ерин и прочие организаторы чеченской войны никогда не числились среди специалистов по разрешению кризисных ситуаций, более того — среди подобных прослыли как крайне некомпетентные и недалекие люди. К сожалению, к мнению истинных профессионалов никто не пожелал прислушаться. Вышеперечисленные господа находились в глубокой эйфории по поводу "маленькой, победоносной войны", которую они затевали для "укрепления авторитета власти и президента"
А ведь были все возможности куда более эффективно влиять на ситуацию в Чечне и на ход войны, если бы с самого начала вся эта кампания рассматривалась и планировалась как серия "специальных операций" специальных войск.
Еще в 1990 году по инициативе генералов Ачалова и Варенникова в составе Вооруженных Сил начали формироваться "войска быстрого реагирования", в которые вошли части ВДВ, десантно-штурмовые части, оперативные части МВД и ВВ. Для их применения при штабе Сухопутных войск была сформирована группа офицеров ВДВ, Сухво, КГБ, МВД, которые должны были сложиться в командование специальных операций. Более того, с учетом опыта использования армии в национальных конфликтах была разработана совершенно новая и оригинальная штатная единица — полк специального назначения, который отличался тем, что имел в своем составе, кроме боевых подразделений, собственные разведывательные подразделения, причем не только войсковые, но и агентурные, технические. А также отряд психологических операций со своей типографией, теле- и радиостанцией. В общем это был мощный кулак, который перекрывал практически весь спектр конфликтных ситуаций, с которыми мог столкнуться в ходе выполнения боевой задачи. Появление и применение подобных частей привело бы к качественно новому подходу к разрешению межнациональных конфликтов, когда армия из слепого, неинформированного карательно-исполнительного механизма, подчиняющегося чужой, часто некомпетентной воле, превращалась в гибкую структуру, способную самостоятельно собирать, накапливать и оценивать информацию. А главное — принимать по ней самостоятельные компетентные решения на дозированное и четко локализованное применение как боевых подразделений, так и средств психологической борьбы. Что, собственно, и называется специальной операцией.
К сожалению, формирование подобных частей было после августа 1991 года заморожено. И лишь с огромным трудом в составе ВДВ один такой полк был создан в порядке эксперимента в 1993 году. Командование же специальными операциями было вообще разогнано под предлогом борьбы с "путчистами". С тех пор и до сего дня никакой четкой системы координации между силами специальных операций различных силовых структур не существует. Не говоря уже об общем руководстве. Эта рассогласованость не раз и не два оборачивалась большой кровью. События в Буденновске, Первомайском — самый наглядный тому пример.
А ведь даже в постсоветской истории есть очень яркие примеры удачно проведенных специальных операций. Силами батальона "спецназа" ВДВ блестяще была проведена в Бендерах в июле 1992 года антиснайперская операция, когда за несколько ночей город был очищен от снайперов, терроризировавших мирное население. За этой операцией силами того же батальона была проведена операция, парализовавшая энергоснабжение румыно-молдовских войск, в результате чего было серьезно нарушено боевое управление и возникла паника. Все эти действия вынудили командование румыно-молдовских войск отказаться от дальнейшей экспансии и сесть за стол мирных переговоров. Так, без бомбежек, штурмов городов и сел, зачисток и массовых жертв, а только с помощью спецопераций, была остановлена война.
Еще более показательна операция по вводу в Абхазию контингента миротворческих сил. В течение всего трех суток в Гудауту был переброшен в полном составе 345-й парашютно-десантный полк. С его прибытием обстановка в зоне конфликта существенно разрядилась. А после проведения ряда специальных операций силами все того же "спецназа" ВДВ грузинская сторона была вынуждена сначала прекратить наступательные действия, а затем и вообще сесть за стол переговоров. И опять же без каких-либо больших жертв, бомбежек и зачисток. И если бы не срыв грузинской стороной этих переговоров, ее постоянные попытки решить все силой, то и освобождение Сухуми могло пройти мирно и бескровно.
К 1993 году сложилась целая плеяда военачальников, знающих и умеющих "разряжать" локальные конфликты. Это генералы: Чиндаров, Сорокин, Стаськов. Полковники: Поповских, Павлов, Кравчук. Именно их усилиями, талантом были остановлены и заморожены войны в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Ингушетии.
Почему же тогда Чечня стала "Вьетнамом" России? Причин тому несколько. Но одна из основных в самом механизме принятия решения на ввод войск в Чечню. Во-первых, его принимали люди, абсолютно не компетентные в решении подобных проблем. Из всего тогдашнего Совета безопасности только Грачев имел мало-мальский опыт ликвидации локальных конфликтов, но и тот был "омрачен" октябрьской бойней в Москве, когда расстрел танками практически безоружного Парламента был возведен едва ли не в "классику" военного искусства. Для Ерина октябрь 93-го был вообще единственным опытом в подавлении мятежей и ликвидации конфликтов. Степашин был попросту некомпетентен и на пару с Лобовым составлял тандем ловких царедворцев, заглядывавших в рот "царю". Остальные же члены совета были вообще далеки от чеченских проблем и скорее выполняли роль статистов.
Во-вторых, силовая акция против Чечни с самого начала задумывалась как образцово-показательная экзекуция непокорного удельного князька. В назидание всем другим и во славу "царя" и его доблестной свиты. Поэтому ни о каких специальных операциях речь не шла. Более того, жалкие попытки Степашина и Грачева заигрывать с чеченской оппозицией были обозваны "специальной операцией", и на ее основе был сделан вывод о невозможности проведения аналогичных операций в дальнейшем.
Все это и привело к тому, что чеченский поход с самого своего начала был обречен на провал. И даже привлечение к операции перечисленных выше офицеров-специалистов по "горячим точкам" никак не могло изменить это положение. Ибо им отводилась роль всего лишь исполнителей недалеких и убогих приказов.
Война против Чечни была не нужна. Вместо нее необходимо было проводить кампанию спецопераций сначала по дестабилизации режима Дудаева, затем по расколу Чечни на пророссийскую и сепаратистскую части. А затем, опираясь на пророссийскую часть, ослаблять и дробить дудаевцев, применяя силу лишь для надежной изоляции чеченского терроризма или ударов возмездия и ликвидации лидеров боевиков. Увы, но сегодня это лишь сетования на собственную глупость. Россия проиграла эту войну. А ведь имела все возможности ее выиграть.
В. СМОЛЕНЦЕВ
1.0x