Авторский блог Редакция Завтра
03:00
13 октября 1997
Николай РЫЖКОВ, руководитель депутатской группы “Народовластие”
Author: Николай РЫЖКОВ, руководитель депутатской группы “Народовластие”
41 (202)
Date: 14–10–97
Несколько месяцев назад мы в больших муках приняли бюджет на 1997 год. Большинство депутатов пошло на это, поскольку правительство внесло в него по нашему требованию бюджет развития, среднесрочную программу. Тогда появились проблески выхода из кризиса.
Многие из нас, и я в том числе, проголосовав “за”, вызвали на себя острую критику наших избирателей. Мы понесли сильный моральный ущерб. Нас критикуют и наши коллеги, которые тогда проголосовали против бюджета. Да и президент не упустил возможности обвинить Государственную думу в плохом бюджете.
Второе. Через два месяца после того как нас уговорили принять бюджет, в правительство пришли младореформаторы во главе с господами Чубайсом и Немцовым и демонстративно отказались выполнять бюджет. Какое у нас после всего этого может быть доверие к обещаниям правительства?
Что же правительство записывает себе в позитив за эти 9 месяцев? Погасили многомесячные долги по пенсиям и частично (только частично) долги военным. А как вообще мы дошли до жизни такой, что выплата пенсий считается достижением? Хотя это можно считать невероятным достижением, что людей приучили совершенно ненормальное считать обычным явлением.
Если бы выплаты основывались на оживлении экономики, то это можно было бы засчитать в актив. Но мы прекрасно знаем, за счет чего это было сделано. Продали “Связьинвест”, “Норильский никель”, взяли новые займы и кредиты. В общем, по-прежнему живем в долг. Хвастаться тут нечем.
Осуществив два этапа приватизации, набрав кучу кредитов, правительство не добилось главного — годами обещаемого роста производства: нет оживления экономики, инфляция сдерживается лишь нехваткой денег в обороте, не отрегулированы товарно-денежные отношения, поэтому в стране идет меновая торговля, как в каменном веке — один топор за три овцы. Какие уж тут деньги для бюджета!
Уважаемые представители исполнительной власти!
Не надо нас изображать безответстветственными людьми, противниками всего нового и передового. Среди нас нет равнодушных к судьбе народа и государства. В депутатскую группу “Народовластие” объединились люди, имеющие огромный жизненный опыт и знания. Они много раз вносили предложения, как оживить экономику, наполнить бюджет.
К примеру, предложение депутата Машинского. Сейчас 35 тысяч нефтяных скважин стоят, и в резерве 70 тысяч. Они списаны с тем, чтобы не платить налог на имущество. При грамотной налоговой политике можно дополнительно заработать на этих скважинах 10 миллиардов долларов. Для сведения — в СССР на всю страну норматив простаивающих скважин был не более 3 тысяч. И как же отнеслись к этому предложению в правительстве? А вот так — без всякого интереса. А ведь 10 миллиардов долларов — это та сумма, которую недавно взяли взаймы у МВФ.
А теперь давайте посмотрим на экономические результаты приватизации. Собственник поменялся, а экономика продолжает падать. Лишь малая часть приватизированных предприятий стала работать лучше. Остальные — или так же, или хуже. Значит, дело не в формах собственности, а в чем-то совершенно ином.
Я снова возвращаюсь к предложениям депутатов нашей группы. Святослав Николаевич Федоров уже многие годы призывает к созданию “народных предприятий”. Все это он испытал в своем огромном коллективе. Люди работают на себя, а не на какого-то хозяина или на иностранного “благодетеля”. В Америке сейчас 11 тысяч таких предприятий, а у нас всего 125. Святослав Федоров бьется уже несколько лет, провел в Думе уже половину срока, а дело не продвинулось ни на шаг. И не продвинется. Цели у идеологов приватизации совершенно другие.
Как стало известно из сообщений прессы, недавняя сессия Всемирного банка и МВФ в Гонконге поддержала концепцию “рыночного регулирования”, а доктрина чикагской школы “свободного рынка без границ”, к которой относится большинство наших “реформаторов”, от Гайдара до Чубайса, признана несостоятельной.
В докладе Всемирного банка дается высокая оценка китайской модели развития. Россия же, по мнению мировых банкиров, — это противоположный Китаю образец беспомощного и непрофессионального управления. Россия к тому же оказалась во главе списка наиболее коррумпированных государств, наряду с Колумбией.
Даже те на Западе, кто еще недавно поддерживал так называемые “реформы”, с ужасом говорят о становлении “криминального режима”.
Еще один вопрос. Используя полный контроль над телевидением, правительство скрывает от народа правду о положении в стране. Идет откровенная лакировка действительности.
Правительство любит утверждать, что оппозиция только критикует, но не в состоянии предложить конструктивную альтернативу. Предложений по выводу страны из состояния национальной катастрофы больше, чем достаточно. Мы много раз высказывали их во время предыдущих встреч с правительством. Я сегодня привел здесь только единичные примеры. Беда в том, что нет никакого интереса к ним.
Мы только что возвратились из своих избирательных округов. Из встреч на местах у нас сложилось основательное убеждение, что наши избиратели и наши граждане не доверяют правительству в его нынешнем составе. Любителям во всем видеть козни парламента я ответственно заявляю, что, давая нашу оценку деятельности правительства, мы отражаем мнение людей.
Я хочу закончить тем, чем начал свое выступление. У нас есть возможность исправить сложившееся в стране положение. Но для этого нужно радикально изменить курс реформ, а не заниматься их косметикой.
1.0x