Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 июля 1997

ЭТИКЕТКИ ДЛЯ “РУЛЕТКИ”

<br>
ЭТИКЕТКИ ДЛЯ “РУЛЕТКИ” ( ВЫСТАВКИ )
Author: В. В.
27 (188)
Date: 8–07–97
_____
_____Выставка “Сокровища армянской церкви” из Эчмиадзина, проходящая в Кремле, — несомненно, событие из глубинных. Монофизитская григорианская церковь Армении выделилась из христианского мира еще в VI веке, а государственный статус получила раньше, чем в Римской империи. Материальные свидетельства почти двух тысяч лет духовной жизни этого народа, представленные на выставке, раскроют за блеском золота и драгоценных камней истоки и суть уникальной армянской культуры.
_____Некоторые важные черты культуры советской (и постсоветской) отражены в постмодернистской “Русской утопии” Юрия Аввакумова и К°, где архитектурные проекты с Петровских времен до 50-х годов нашего века, плод мысли и немалых трудов наших соотечественников, представлены своего рода стеклышками калейдоскопа “колумбария-депозитария”, который и сам, по заявлению авторов, в основной своей, “бумажной”, части скопирован с оригиналов “плоттерными чернилами”, они со временем должны развеяться по ветру. Скверный уровень компьютерного и слайдового сопровождения, призванного своей хаотичной эклектикой подчеркнуть “постмодернистский” привкус “проекта”, конечно, удручает, но не столь сильно, как сама его вульгарная культурологическая основа. Понятно, требовать от Аввакумова внимания к граду Китежу как первой русской утопии (во всех смыслах) было бы преувеличением, но уж никоновские-то чертежи Нового Иерусалима тайной за семью печатями ни для кого не являются. Аввакумовцы запаковали свои плоттерные копии в синие ящики — видимо, по причине незнакомства с упаковками и этикетками старой Москвы (экспозиция — в Политехническом музее). Даже в Москве тоталитарной с оформлением и дизайном дела обстояли лучше.
_____Самым же ярким проявлением нынешнего хаоса в творчестве и в душах новых русских художников следует признать большую выставку Игоря Каменева в ЦДХ на Крымском валу. Преуспевающий живописец (с гордостью сообщает о своем участии в оформлении интерьеров ельцинского кабинета — куда уж дальше! дальше! дальше!), любимец Запада, эдакий Сальвадор Дали нечерноземной полосы (“Археологическая находка”, “Морской пейзаж с птеродактилем”) рисует иконы (не вполне, правда, канонические), карикатуры на католических иерархов (“Кардинал”) и пародии на образцы массовой культуры. Имеются среди работ и аллегории, прямо отсылающие зрителя к немецкой Реформации XVI века (“Борьба разума с подсознанием”), и созданная автором этикетка к водке “Русская рулетка”. А как апофеоз каменевской “иконописи” — “Изгнание из родных пределов мученика Александра Солженицына за правду” (1992), где над храмом истины и добра, привечающим мученика, развевается звездно-полосатый флаг. Чего тут добавить?
_____Остальные три большие выставки в ЦДХ на фоне Каменева все же блекнут. Михаил Шемякин надоел, по-моему, всем, кроме богатых западных коллекционеров, падких на уродства, извращения и мертвечинку. А завершившаяся недавно экспозиция работ Виктора Лукьянова, занимавшая три зала, запомнится разве что руинно-осенним колоритом, свойственным для “умеренно патриотических” художников. Максимум его оптимизма — позднее, пустынное московское лето, максимум противления злу — парадный портрет царя Бориса Годунова (надо полагать, “с мальчиками кровавыми” в выпученных глазах), должный, видимо, вызывать неясные мне параллели с Борисом Ельциным.
_____Еще одна затея на Крымском валу — выставка “Художник и пресса” — добрая тусовка околопедократических изданий, эстетика которых вполне исчерпывается приведенной у Гиляровского поговоркой Хитрова рынка: “накупить на грош пятаков”.
В. В.
1.0x