МАНЕВРЫ РАДИ ЛИДЕРСТВА ( РОССИЯ И СНГ )
Author: Ю. Бардахчиев
27(188)
Date: 8-07-97
_____
_____22 января — По распоряжению министерства образования Узбекистана ведется “упорядочение” изучения русского языка и литературы. В частности, из всех школьных библиотек приказано изъять книги Горького, Маяковского, Гоголя, Тургенева, других русских и советских писателей.
_____24 апреля — “Узбекистан сегодня является главным партнером Германии в Центральной Азии” — заявил вице-спикер бундестага Буркхард Хирш.
_____26 мая — Президент Узбекистана заявил, что перед лицом угрозы, которая идет с юга, Узбекистан пойдет на любой вид союза с Россией.
_____29 мая — В связи с резким обострением обстановки на севере Афганистана и поражением проташкентского правителя генерала Дустума узбекское руководство в спешном порядке укрепляет свою границу с южным соседом.
_____16 июня — Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе выразила протест по поводу фактов запугивания и заключения в тюрьму представителей различных религиозных групп в Узбекистане.
_____
_____
_____В самом начале нового 1997 года в Узбекистане произошло на первый взгляд частное, но в то же время достаточно символическое событие — утверждение герба Ташкента. На гербе изображены открытые ворота, над которыми возвышается мечеть, на заднем плане видна гора и реки, украшенные цветами, виноградной лозой и цветущим деревом. Однако символично не столько само изображение, сколько опоясывающий его девиз: “В силе справедливость”. Да, именно так, а не “В справедливости сила”, как в действительности звучит знаменитая строчка из эпоса Фирдоуси “Шах Намэ”.
_____Что это? Просто “неправильный перевод” с древнего языка? Или руководство столицы настолько несерьезно относится к своей символике? Тогда почему этот же девиз присутствует на государственной награде “Звезда Самарканда”? Дело в том, что уже после написания “Шах Намэ” нашелся один средневековый правитель, решивший вывернуть наизнанку высказывание великого гуманиста и тем обозначить вектор своих устремлений и геополитическую ориентацию своего государства. Имя этого властителя — Тамерлан. Повторив “выворачивание” Фирдоуси Тамерланом и поместив эту “выворотку” сразу и на герб Ташкента, и на высокий государственный орден, Ислам Каримов сказал многое для тех, кто хочет “это” услышать. А не услышать “это” уже просто невозможно, ибо после пышного празднования дня рождения Тамерлана в Узбекистане тот же “вывернутый наизнанку” девиз появился на стене музея великого завоевателя Востока. Эта же “выворотка” все чаще встречается даже на многочисленных рекламных щитах.
_____Итак, узбекские лидеры сознательно и целенаправленно возрождают и сам образ основателя среднеазиатской империи Амира Тимура, и его девиз. Что стоит за этим? То, что Узбекистан свое реальное стремление к политическому, экономическому и военному лидерству среди государств Средней Азии во многом строит на разработке новой имперской модели по образцу древнего завоевателя, выдвигая идею объединения тюркоязычных государств региона под своим руководством в единое государство.
_____Конечно, идея возрождения “Великого Туркестана” в его древних границах не нова, но Узбекистан предлагает ее не в исламистском, а в светском варианте, по примеру Турции, что сразу резко сужает базу опоры в почти сплошь исламском регионе. Тем не менее, ради ее воплощения Каримов предпринимал и предпринимает разнообразные усилия — Узбекистан не раз становился инициатором всевозможных совещаний по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии, форумов типа “Встреча народов-братьев”, тюркоязычных культурно-исторических конференций и т.п. Еще раз подчеркнем, что в этой модели ссылка на образ Амира Тимура играет ключевую роль, так что недооценивать девиз “В силе справедливость” было бы столь же недальновидно, как и игнорировать символику волка в государственном гербе Чечни.
_____В то же время Каримов прекрасно понимает, что сама его модель “Великого Туркестана” несет в себе серьезное внутреннее противоречие и может легко трансформироваться из светской в исламскую, выйдя из под его контроля, так как в апелляции к духовно-историческому обоснованию предлагает идеи, неотъемлемо содержащие в себе исламскую составляющую. Да и образ Амира Тимура, кроме объединяющего политического потенциала, несет в себе ярко выраженные черты сакрального лидера исламского государства.
_____Опасная для него идеологическая двойственность модели “Великого Туркестана” заставляет Каримова постоянно маневрировать в весьма противоречивом регионе, где сошлись разновекторные интересы как исламских, так и западных стран.
_____Для Запада Каримов старается поддерживать имидж сильного, независимого руководителя, технократа до мозга костей, прагматичного и дальновидного политика. Первым среди центральноазиатских лидеров он решительно отказался от ориентации на Россию, переключившись в торгово-инвестиционной политике как на западные государства (главным образом, на США), так и на азиатских лидеров — Корею и Японию. В обмен на такую манифестируемую узбекскую близость к США американцы закрыли глаза на каримовскую концепцию жесткого государственного контроля над рынком. Каримову было позволено пойти еще дальше — в прошлом году он сумел получить кредит в МВФ, что стало основанием для международного признания и долгожданного приглашения в Вашингтон. Подлинным же бальзамом на сердце США стал “шаг в проблеме прав человека” — разрешение узбекского лидера вернуться на родину им же отправленным в ссылку оппозиционерам.
_____Что же касается концепции “Великого Туркестана”, то это геополитическое детище Каримова, видимо, не очень устраивает США. Во всяком случае, в данный момент для достижения региональных целей — создание благоприятных условий для своих нефтяных монополий, заинтересованных в прокладке магистральных коммуникаций из Центральной Азии по территории Афганистана — США сделали ставку на своего давнего союзника Пакистан. США при помощи Пакистана решили сыграть исламской картой, действуя в регионе по испытанному рецепту — исламский фундаментализм, племена и нефть. Новая ситуация в Афганистане, созданная победами движения “Талибан”, значительно осложнила положение Каримова. С самого начала афганского противостояния именно Узбекистан (в коалиции с Ираном и Россией) наиболее активно поддерживал антиталибскую коалицию. Теперь же, после завоевания талибами, поддерживаемыми США, Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, основной части территории страны, положение инициатора “Великого Туркестана” стало чрезвычайно шатким.
_____О серьезности ситуации говорит тот факт, что Каримов, призывая воюющие группировки к созданию широкого коалиционного правительства, в котором ни одна группа не получила бы явного преимущества, одновременно обратился за военной помощью к России. Опасается он даже не талибской агрессии. Вряд ли талибы способны сразу нанести военный удар по Узбекистану, хотя в перспективе подобное они, конечно, планируют. Но даже простое их идеологическое проникновение в Узбекистан (а оно неминуемо при подходе к его границам) уже смертельно опасно для Каримова, так как мгновенно даст импульс для активизации сохранившегося в республике, несмотря на каримовские репрессии, активного исламистского крыла. Древнейшие культурные центры Узбекистана — Хорезм, Бухара, Самарканд, Хива — являются одновременно и важнейшими исламскими духовными центрами. Проблема взрывоопасной исламоориентированной Ферганской долины также является постоянной головной болью узбекского руководства. Распущенные несколько лет назад организации исламистского толка, такие как Исламская партия возрождения, сумели наладить агитацию и организационную работу, а в последнее время уже приступили и к боевой подготовке молодежи из Ферганской долины.
_____На совещании лидеров стран — членов Организации экономического сотрудничества (ЭКО) Каримов резко заявил, что Ирану и Пакистану нет нужды претендовать на звание “большого брата” в Центральной Азии. Об Иране — это для красного словца, чтобы, так сказать, порадовать “дядю Сэма”. А вот насчет Пакистана — это подлинный крик души. Ибо старший брат Пакистан хочет насадить в Узбекистане те силы, которые Каримову ну прямо никак не подходят. Что же делать? Ситуация обозначившихся противоречий с США требует от Каримова ни больше ни меньше, как смены геополитического патрона. И таковым для узбекского лидера, похоже, становится Германия.
_____В этом смысле очень знаменательно высказывание руководителя ташкентского представительства “Берлинер банк” Берна Шмидта: “Узбекистан сегодня делает ставку на Западную Европу, прежде всего на Германию”. Об этом же свидетельствуют участившиеся взаимные визиты высшего руководства двух стран, активизация крупных концернов “Сименс”, “Даймлер Бенц” и других на узбекском рынке, проникновение немецких банков в финансово-кредитную сферу республики. Германский бундесвер выбран Узбекистаном в качестве образца для своей армии, и сейчас в ФРГ в рамках долгосрочной программы обучаются узбекские офицеры до замминистра обороны включительно.
_____И все-таки, по нашему мнению, политические маневры лидеров Узбекистана нельзя объяснить только понятным желанием слабейшего государства уберечься от давления более сильных региональных соперников и сыграть на противоречиях между ними. Ведь одним из таких региональных лидеров, несомненно, все еще является Россия, почему же она для Узбекистана не фигурирует в качестве хотя бы временного объекта маневров? Более того, анализ политических и экономических союзов и соглашений, в которые вступает Узбекистан, дает основания считать тенденцию его политики целенаправленно антироссийской.
_____В самом деле, на внешнеполитическом поле Узбекистан в зависимости от ситуации опирается то на США, то на Германию, Турцию, Пакистан или Иран, делает активные попытки к сближению с НАТО, но не идет ни на политические, ни на военные союзы с Россией. На внешнеэкономическом поле Узбекистан принимает участие во всех проектах нефте- и газопроводов в обход территории России, в том числе подписывает соглашение о трансазиатском газопроводе через Китай, Казахстан и Туркмению, принимает участие в проекте возрождения Великого Шелкового Пути и т.д. Месторождения полезных ископаемых в республике продаются любым иностранным фирмам, за исключением российских.
_____В СНГ Узбекистан настойчиво подчеркивает свою независимость, которая почему-то касается в основном только контактов с Москвой, и жестко критикует те государства, которые идут на такие контакты (например, Казахстан в связи с подписанием четырехстороннего договора с Россией, Белоруссией и Киргизией). Сам же Узбекистан вступает в контакты внутри СНГ лишь с теми его членами, которые могли бы составить антироссийский альянс — Грузией, Азербайджаном, Украиной. Предложенная им модель “Великого Туркестана”, как мы уже говорили, при некоторой схожести с казахстанской идеей “евразийского союза”, имеет коренное отличие, заключающееся в ее предельной антироссийской направленности.
_____Российское руководство почему-то не обращает серьезного внимания на обструкционистскую политику узбекского руководства. Оно склонно убаюкивать себя пророссийской риторикой мягкого казахского лидера. Между тем, Казахстан и Киргизия на саммитах СНГ почти всегда выступают с учетом позиции Узбекистана, категорически не желающего входить в таможенный союз с РФ и протестующего против создания надгосударственных органов СНГ.
_____Россия в который раз, так же как в случае с Чечней, добродушно-снисходительно надеется на то, что Узбекистан “одумается”. Да и куда ему, мол, деться, кроме как, в конце концов, примкнуть к России? Вот и сейчас, в ситуации обострения афганского конфликта, все те же 20 тысяч русских парней из группировки в Таджикистане будут оборонять и узбекскую границу. Однако узбекская “независимая” от России позиция, узбекские антироссийские внешнеполитические альянсы, узбекская жажда регионального лидерства, узбекские политико-идеологические модели представляют реальную опасность и могут в перспективе привести к полному оттеснению России из центральноазиатского региона. И пусть не говорят о сегодняшней несамостоятельности и слабости Узбекистана. Вспомним, что провозглашается — “В силе справедливость”. И — сделаем выводы.
Ю.БАРДАХЧИЕВ
1.0x