Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 июня 1997

ВОЛГОЙ — ВОЛГОЙ

<br>

ВОЛГОЙ — ВОЛГОЙ (“золотой витязь”)

Author: Ксения Тюрина
24 (185)
Date: 17–06–97
_____
_____Колонный зал Дома Союзов в Москве видел немало исторических событий. Здесь, в бывшем Дворянском собрании, чествовали Багратиона после возвращения героя из ада Шенграбена, здесь сотни тысяч людей прощались с державными покойниками, здесь пели лучшие голоса мира. А теперь здесь открывался 6-й Международный кинофорум славянских и православных народов “Золотой Витязь”.
_____Его Святейшество Алексий II почтил своим присутствием церемонию открытия МКФ “Золотой Витязь” впервые. Колонный зал был светел. Блестели серебряным светом белые одежды Патриарха. Еще ни разу я не видела его так близко…
_____“В то время, — сказал нам Святейший, — когда иные кинофестивали идут по пути вседозволенности, демонстрируя низменное и недостойное, содействуя грехопадению человека, растлению нравов, не задумываясь над Евангельским предостережением: “Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф. 18–7), “Золотой Витязь” строго следит за духовной экологией своего конкурсного экрана. За истекшие 5 лет своего мужественного существования Всеславянский кинофорум собрал и показал 650 художественных, документальных, телевизионных, мультипликационных, студенческих и дебютных фильмов, составив уникальную духовную и творческую киноколлекцию, создав целое направление славянской кинематографической субкультуры, определяющими критериями которой являются добротолюбие, служение истине, всеобщей гармонии, утверждение традиционных для христианских народов, для славян добродетелей любви и самопожертвования, милосердия и бескорыстия, сострадания и подвига”.
_____После этих слов Патриарх, передав посох секретарю, присел среди нас в зале. К нему присоединился Кшиштоф Занусси, выдающийся польский кинорежиссер, чей фильм “Галоп” участвовал в конкурсе художественных картин. Забегая вперед, скажу, что “Галоп” завоевал серебряный приз. Всего в номинациях 6-го МКФ было показано 160 фильмов из 26 стран.
_____Целую неделю “Золотой Витязь” провел в плавании. Теплоход “Федор Шаляпин” с участниками, гостями и прессой на борту прошел по верхней Волге через Углич, Мышкин, Ярославль до Костромы и вернулся обратно в Северный речной порт столицы. А закрытие кинофестиваля произошло во МХАТе имени Горького у Татьяны Дорониной. Кстати, знаменитая актриса была удостоена премии имени С. Бондарчука “За выдающийся вклад в развитие славянского кинематографа”, которая ежегодно присуждается “Золотым Витязем”.
_____Девиз фестиваля неизменен: “За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека”. Народный артист России, президент кинофорума Николай Бурляев говорит об этом так:
_____“Мы не должны заимствовать чужую для нас духовную культуру и подражать ей, ибо у нас есть свои, общие для нас корни, свои традиции, свои заветы, свой опыт. Мы должны творить свое и по-своему: христиански-славянское, но так, чтобы оно было создано горящим сердцем, чтобы творения наши соответствовали высокому девизу “Золотого Витязя”. Идея сердца, положенная в основу нашего кинофорума, не допускает всеядности и вседозволенности в демонстрации безнравственности и жестокости”.
_____Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко обратился к участникам фестиваля:
_____“Ни для кого не секрет, что после распада Советского Союза мы оказались в противоестественной изоляции. Изоляции политической, экономической и духовной. Духовная изоляция болезненно отразилась на судьбах людей, на культуре в целом. Сегодня “Золотой Витязь” — яркое явление культурной жизни не только России, но и всех славянских государств. Все вы помните, как начинался этот кинофестиваль, какие трудности пришлось преодолеть разобщенным народам, чтобы лучшие представители кинематографии могли собираться вместе и делиться творческими успехами и открытиями”.
_____Александр Григорьевич учредил специальный приз — ограненную хрустальную вазу — для лучшего фильма всех программ фестиваля. Этот почетный приз достался режиссеру из Сербии Мирославу Николичу.
_____“Мой фильм “Сопутствующий вред”, документирующий трагедию сербского народа, впервые показан на МКФ “Золотой Витязь”. Фильм можно было бы перевести на русский язык и как “Ошибка во всех отношениях”. Сопутствующий вред — страшная реальность современных войн. Сербия — это эксперимент, это полигон. В моем фильме один из героев восклицает: “Нас, сербов, всего 10 миллионов, а против нас миллиард натовцев. Как же им не стыдно! ” Но надо жить. Жить, чтобы жить. Сараевские холмы политы кровью моего народа. На западные кинофестивали попасть трудно, невозможно. Я не строю иллюзий. Выстраданная мною картина проплыла по Волге, по матушке-реке православной России”.
_____Теплоход “Федор Шаляпин” причаливает к берегу. Просмотры, творческие встречи, экскурсии по городам и монастырям, работа жюри. Солнца нет, но и дождя тоже. Волга дышит силой и покоем.
_____Над облаками — облака.
_____Над синью — синь, над летом — Лета.
_____Течет священная река,
_____Дыханьем Божиим согрета.
_____
Это строки режиссера-документалиста Антона Васильева, лауреата фестиваля. Его жена, народная певица России Татьяна Петрова, кутается в шаль, прикармливает волжских чаек.
_____На творческих встречах и зрители, и участники фестиваля заслушивались песнями в исполнении украинских актеров Николая Романова и Игоря Черницкого (он еще и кинорежиссер) :
_____“Окно теплохода — экран. А на экране этом — такая красота, такая родная славянская песня — комок в горле. Кто посмел протявкать, будто все это не моя Родина, что это за зверь такой, что за оборотень, в какой гуще-чаще родился? Неужели от богатства этого великого у меня осталась только отметка в паспорте: родился в Перми. Нет уж, дудки! Это мой дом, и фестиваль, этот гордый фестиваль — моя семья, мой духовный причал. Я знаю, что для большинства украинцев сияние “Золотого Витязя” было бы спасительным сегодня. И как жаль, что наш теплоход двигался не по Днепру. Ведь мы же братья православные! А разве может православный кривить душой: на фестивале одно, а… Не могу, такая красота за окном, такая Русь-матушка. А я в политику… Эх, лучше споем! ”
_____Стихи — та же песня. Наталья Варлей, народная артистка России, написала:
_____Уже по всей Руси звонят колокола.
_____Уже огонь беды озера отразили.
_____Но тихо спит земля,
_____ как будто обессилев
_____От ядовитых чар невидимого зла.
_____
Актрису замечательно встречали в Угличе, Мышкине, Костроме. Рукоплескали Георгию Жженову, Владимиру Гостюхину, Наталье Аринбасаровой, Ларисе Лужиной, Кларе Румяновой, Раисе Недашковской, Игорю Волкову (тому самому молодому Ломоносову из многосерийного фильма). Он снялся в роли главного героя конкурсной картины “Ботанический сад” в кинорежиссерском дебюте Владимира Гостюхина. Владимир Васильевич вспоминает:
_____“Самый первый показ “Ботанического сада” состоялся только что в Костроме. Я начинал работу в кино 25 лет назад, когда молодым артистом попал в киноэкспедицию в город Плес. Это 100 километров от Костромы, в общем —недалеко. Выбрал время, приехал в Кострому. Конечно, полюбил ее. Я влюбился в верхнюю Волгу, в нашу старину, великую историю. Что касается моего фильма, то я не жду похвал от элитной критики. Мне нужен зрительный зал. Я постарался сделать нежную, добрую картину. Без эротики и аморальности. Сам сниматься не решился — возраст не подходит для жанра, для нашей житейской истории. Сейчас у меня нет предложений сниматься ни из Москвы, ни из Питера. Но Белая Русь меня спасает, позволяет работать без компромиссов и подлости”.
_____С потрясающим обращением к “Золотому Витязю” выступил доктор Радован Караджич. Он пригласил на будущий год МКФ в Республику Сербскую. Кинофорум не имеет государственного статуса, а значит, регулярно испытывает серьезные финансовые трудности. Хотя нынче в самый последний момент федеральная поддержка была оказана.
_____Победителем в номинации художественных картин стал режиссер Драгожевич (Республика Сербская) с фильмом “Красивая деревня красиво горит”. Лучшей документальной лентой признана картина Роллана Сергиенко (Россия) “Исповедь перед учителем” (об Александре Довженко). А в конкурсе видеофильмов своего “Золотого Витязя” получил именитый Александр Сокуров с весьма сомнительной для православного кинофестиваля работой “Восточная элегия”.
_____Специальный приз завоевал фильм Василия Ливанова “Дон Кихот возвращается”, еще к нему прибавилась премия за музыку Геннадию Гладкову, любимцу миллионов зрителей.
Поздравляем победителей и лауреатов 6-го МКФ “Золотой Витязь”. И до встречи, седьмой!
Ксения ТЮРИНА
1.0x