ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Author: Николай Синцев24 (185)
Date: 17–06–97
_____
_____В ходе нынешней смуты все более явственно обозначают себя проблемы русского духовного, нравственно-религиозного возрождения. Нет сомнения, что опорой такого возрождения может стать лишь Русская Православная Церковь. Между тем, внутрицерковная ситуация становится все сложнее и тревожнее.
_____В частности, коммерческая деятельность нескольких высших церковных иерархов стала в последнее время буквально притчей во языцех. Так, например, журнал “Итоги” (№ 18 от 06. 05. 1997 г.) сообщает со ссылкой на Ю. Тавровского, начальника пресс-службы АО “Международное экономическое сотрудничество”, что 40% акций компании принадлежат Хозяйственному управлению Патриархии и «от нее в совет директоров входит еп. Виктор». Читателям, наверно, будет небезынтересно узнать, что в 1994 году эта компания вывезла 8, 7 млн. тонн нефти, в 1995 — 6 млн. тонн, или от 6 до 8% всего экспорта российской нефти, при этом “оборот в 1996 году составил 2 млрд. долларов”.
_____Видит Бог, если бы эти миллиарды пошли на реставрацию храмов и на другие насущные церковные нужды, православные были бы только благодарны своим столь оборотистым иерархам. Однако достаточно прочитать доклад Патриарха Алексия на Архиерейском Соборе, чтобы с удивлением обнаружить, что, рассказывая своим собратьям-архиереям о церковных доходах, Его Святейшество жаловался на безденежье, ни словом не упоминая о нефтяных долларах. А ведь для многих нищих провинциальных епархий они оказались бы очень кстати! Но поскольку сия информация скрывается даже от архиереев, то миллионам рядовых верующих и вовсе остается лишь гадать, куда делись эти деньги, исправно перечислявшиеся компанией на счета Патриархии?
_____Газета “Коммерсант дейли”, в свою очередь, в статье “Светский промысел Православной Церкви” оценивает “предпринимательскую деятельность под эгидой Церкви” весьма высоко, отмечая, что коммерческие действия “координирует Отдел внешний церковных сношений (ОВЦС) во главе со “звездой” епископата — митрополитом Кириллом”. Газета отмечает, что “церковный бизнес привлекателен отсутствием налога на прибыль”, при том, что “любая копейка, заработанная под крышей церкви, автоматически проходит через баланс и расчетные счета ОВЦС, обретая тем самым свой вненалоговый статус”.
_____Удачным проектом владыки Кирилла стало многопрофильное объединение “Церковный благотворительный центр “НИКА”, образованное в 1992 году и возглавляемое с тех пор генеральным директором Сергеем Филипповым. Имея официальный статус закрытого акционерного общества (в 1996 году перерегистрирована как некоммерческая организация), “НИКА” инициировала новый этап в российском церковном бизнесе. Упоминаются такие области предпринимательства, как “быстроокупаемые торгово-закупочные операции”, “реализация по специальному соглашению с правительством зарубежной гуманитарной помощи” (доход от беспошлинного ввоза и продажи сигарет 2, 5 млрд. рублей), биржевые операции с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) под 180% годовых (1994 год). Недавно вложены крупные средства в сыроваренный завод в Рязанской области (3, 8 млрд. рублей), а “в мае заработают две модульные автозаправочные станции, поставщиком которых будет Рязанский нефтеперерабатывающий завод”. Планируется участие “НИКИ” в строительстве в Москве с ожидаемой прибылью в 3 млн. долларов.
_____В связи с этим весьма недобросовестными представляются заявления самого митрополита Кирилла Гундяева (см. “Информационный бюллетень ОВЦС”, спецвыпуск от 03. 03. 1997, посвященный Архиерейскому Собору), громогласно заявлявшего: “Ложью является то, что Русская Православная Церковь и митрополит Кирилл торгуют сигаретами, ложью является упоминание всуе Отдела внешних церковных сношений как якобы коммерческой организации, ложью является то, что митрополит Кирилл имеет отношение к Комиссии по гуманитарной помощи”. При этом самого себя владыка Кирилл без ложной скромности именует “одним из смиренных служителей Русской Православной Церкви”…
_____Зная все это, нынешнюю внутрицерковную ситуацию никак нельзя признать нормальной. У нас, православных мирян, скапливается все больше недоуменных вопросов к своему священноначалию. Почему Церковь покорно следует в кильватере антирусского богоборческого режима, безропотно одобряя все его действия? Почему молчит о нравственном и физическом геноциде русского народа, а если и говорит на эту тему, стыдливо умалчивает о виновниках этого геноцида? Почему некоторые высокопоставленные священнослужители используют свой религиозный статус как “крышу” для безудержного обогащения? Почему вопреки мнению подавляющего большинства верующих продолжаются заигрывания с экуменическим движением — средоточием всяческих ересей и неправд? Почему в церковной жизни открыто попираются ее соборные основы?
_____Подобных вопросов можно задать еще множество. Вот только услышим ли мы, наконец, хоть какой-нибудь вразумительный ответ?