Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 июня 1997

ЧЕРНАЯ ДЫРА БЕЗОПАСНОСТИ

<br />
ЧЕРНАЯ ДЫРА БЕЗОПАСНОСТИ
Author:
22(183)
Date: 3-06-97
_____
_____В Госдуме обсуждается концепция национальной безопасности России, альтернативная официальному документу, принятому в мае на заседании Совета безопасности. О ее основных моментах размышляют заместитель председателя парламентского комитета по международным делам, руководитель движения “Духовное наследие” Алексей ПОДБЕРЕЗКИН и эксперт по военным вопросам Антон СУРИКОВ.
_____
_____Алексей ПОДБЕРЕЗКИН. Наличие большинства внутренних угроз, на которых делает акцент документ Совета безопасности, в немалой степени обусловлено воздействием внешних факторов, о которых официальная концепция упоминает лишь вскользь. Существуют три основных источника угроз безопасности страны: геополитические противники России, связанные с ними компрадорски ориентированные представители российской элиты и тесно сплетенные с последними структуры оргпреступности.
_____Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил в наши внутренние дела с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для Запада направлении. Лоббируемая МВФ модель экономики заключается в недопущении функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства, в ориентации России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия, в поощрении утечек капиталов, удушении индустрии, науки и сельского хозяйства. Очевидны попытки разрушить высокотехнологический потенциал ВПК путем недопущения нас на мировые рынки вооружений, космических, ракетных, авиационных и ядерных технологий и ядерных материалов.
_____Реализуемая модель угрожает деградацией хозяйственного потенциала страны, ликвидацией ее единого внутреннего рынка, что может стать базисом для регионального сепаратизма, отпадения от Москвы сырьевых и приморских регионов и сведения России к границам XIV—XV веков. При проведении своей линии США опираются на компрадорский бизнес, укрепившийся в ряде российских банковских структур и в экспортно ориентированных сырьевых отраслей. Запад абсолютно не заинтересован в росте внутренних накоплений в России. Ведь они могут составить основу “бюджета развития”, пойти на модернизацию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, конверсию и спасение высоких технологий ВПК, на поддержание боевой мощи и решение социальных проблем армии. Чтобы этого не допустить, проводится “стратегия черных дыр”, в роли которых выступает ряд регионов и “офф-шорных зон”, например, Чечня, Ингушетия, Татария, Башкирия, Якутия, Калмыкия. Через эти “дыры” за рубеж выкачиваются ресурсы и денежные средства. Реализуемая в рамках описанной стратегии экспортная политика в нефтегазовой отрасли, в цветной и черной металлургии, лесной промышленности и производстве минеральных удобрений приводит к колоссальному расхищению богатств страны в пользу узкой группы лиц. УF2ечки капиталов за рубеж составляют 12 миллиарда долларов ежемесячно. Основная масса этих средств оседает на счетах новых русских в банках за рубежом, вкладывается там в недвижимость, акции и облигации. Но даже та экспортная выручка, что возвращается, идет на ввоз в страну либо залежалой второсортной продукции, либо дорогих потребительских товаров для новых русских. А часть ее, через госбюджет, направляется на “раскрутку” в “избранные” коммерческие банки, на рынок ГКО. Или на реализацию сомнительных проектов типа “восстановления” Чечни.
_____Антон СУРИКОВ. Здесь уместно добавить, что все крупные операции по перекачке ресурсов и средств за пределы страны осуществляются при участии иностранных структур. При этом значительная часть инофирм используются спецслужбами США и НАТО в качестве “крыш”. Разведки Запада имеют практически неограниченный доступ к бухгалтерии российских экспортеров, располагают ключевыми финансовыми документами, прекрасно информированы относительно движения товарных и финансовых потоков, владеют данными о банковских счетах, сделках с недвижимостью и ценными бумагами. Деятельность по утечке капиталов за рубеж в той форме, в которой она реализуется, является в высшей степени криминализированной. Она осуществляется не только вопреки элементарным требованиям отечественного законодательства, но и с грубейшими нарушениями законодательств самих западных стран. Иностранные разведки имеют на руках криминальный компромат на многих российских участников внешнеэкономической деятельности и связанных с ними политиков и чиновников. В итоге эти представители деловой и политической элиты крайне не самостоятельны, уязвимы давлению обладателей компромата. Они, по определению, не в состоянии проводить политику в интересах России.
_____За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы Чубайса и Немцова. В их политике акцент сделан на ликвидацию так называемых “естественных монополий”. Но ведь именно эти структуры составляют экономический фундамент единства страны. В силу этого стало окончательно ясно, что из двух возможных вариантов — колонизации России как единого целого или ее разделения на части с последующим установлением контроля над ними — выбор на Западе сделан в пользу второго варианта.
_____Другой пример. Целью США является демонтаж военной машины, доставшейся России в наследство от СССР. Клинтон как-то призвал “вырвать у России ядерное жало”. Очевидно, что подобные намерения создают прямую угрозу нашей безопасности. А между тем важнейшим элементом экономической модели, реализуемой под давлением МВФ, являются планомерные шаги по разрушению оборонного комплекса и армии методом финансового удушения.
_____Для иллюстрации: в 1990 году оборонные расходы составляли более 6 процентов ВВП СССР. В течение же нескольких последующих лет они равнялись лишь немногим более 3 процентов от ВВП Российской Федерации, который втрое меньше союзного начала 90-х годов. Столь резкое сокращение финансирования не могло не сказаться на безопасности страны самым негативным образом. Сегодня Вооруженные Силы имеют только 30 процентов современных вооружений от общего их количества. А в странах НАТО современные образцы составляют 6080 процентов вооружений. К 2000 году, при сохранении нынешних тенденций, современного оружия у нас будет 10, а к 2005 году — лишь 57 процентов. Снижение доли современных образцов автоматически ведет к возрастанию доли устаревших, что означает увеличение затрат на эксплуатацию и ремонт. Однако материально-техническая база обслуживания и ремонта находится в тяжелейшей ситуации. В 1996 году на нее было выделено лишь 5 процентов положенных средств. Это уже привело к тому, что, например, в Сухопутных войсках недостает нескольких сотен тысяч аккумуляторных батарей. В ВМФ из-за проблем с обслуживанием до 60 процентов судов не могут выйти в море. Через несколько лет укомплектовать армию даже устаревшими образцами будет невозможно.
_____Не оправдались надежды и на конверсию “оборонки”, которая также не финансируется. Выпуск гражданской продукции предприятиями ВПК неуклонно снижается. В прошлом году, в сравнении с позапрошлым, спад составил 28 процентов. Численность работников уменьшилась на 13.4 процентов, причем преимущественно за счет высококвалифицированных и молодых кадров. По среднему возрасту персонала предприятия ВПК сегодня самые “старые” в России.
_____А. П.Эта общая картина становится еще более мрачной, если принять во внимание, что задел, который был создан в советское время и за счет которого до сих пор продолжает существовать ВПК, близок к исчерпанию. Если в ближайшее время не предпринять экстренных мер, “оборонка” попросту не выживет. Даже если потом, через несколько лет, ситуация вдруг изменится к лучшему, восстановить ВПК будет уже невозможно.
_____Еще одна проблема: недостаточное финансирование по статье “Национальная оборона” усугубляется нерациональной структурой военных расходов. До 70 процентов средств, в ущерб инвестициям в военную индустрию, расходуются на содержание армии, тогда как на Западе данная цифра не превышает 50 процентов. Но средств на содержание все равно не хватает. При норме питания военнослужащего в 10550 рублей в день реально в 1996 году было отпущено вдвое меньше. В части выплаты денежного довольствия, если в 1995 году задержки в среднем не превышали двух-трех недель, то в этом году они составляют три-четыре месяца и более. До 80 процентов офицеров и прапорщиков вынуждены подрабатывать “на стороне” в ущерб служебным обязанностям. А тут еще секвестр бюджета по Чубайсу, попытки отобрать у военных льготы... Объявленные планы сокращения армии деньгами не обеспечены. Серьезной является проблема социальной реабилитации увольняемых в запас. В особенности учитывая, что их потенциал, скорее всего, попытаются востребовать криминальные структуры.
_____Подобное развитие событий, кстати, уже имело место в 199194 годах, которые характеризовались массовым “перетеканием” специалистов из силовых ведомств в коммерческие и криминальные структуры. Привлеченные перспективой значительного улучшения своего материального благосостояния многие бывшие офицеры Вооруженных Сил, ГРУ, КГБ и МВД были интегрированы в размножившиеся, как грибы после дождя, “частные армии” и спецслужбы банков, кампаний и группировок оргпреступности. Задействуя вновь открывшиеся финансовые возможности и сохранившиеся личные связи в официальных ведомствах, эти люди стали использовать их в своих целях, в том числе для промышленного шпионажа и криминальных “разборок”.
_____Параллельно с деградацией Вооруженных Сил, правоохранительных органов и разведслужб в стране наблюдается крайне опасный для ее безопасности процесс укрепления неподконтрольных государству частных силовых структур, укомплектованных квалифицированными кадрами. Они пронизывают своей агентурой аппарат исполнительной власти и зачастую проявляют тенденцию к вмешательству в политическую жизнь и даже к установлению своего контроля над целыми регионами. Наиболее известными примерами подобного развития событий стали формирование криминально- сепаратистского режима в Чечне и участие служб безопасности ряда московских банков в октябрьских событиях 1993 года...
_____А. С. Особая тема — информационная безопасность страны. Сегодня, по существу, завершается процесс установления иностранного контроля в этой сфере. Информационно-психологическая война, которая ранее велась против СССР, продолжается и сегодня, но уже против России. Важнейшим средством ее ведения являются СМИ, в первую очередь телевидение, узурпированное узкой группой патронируемых Западом представителей московских политических и финансовых кругов. Имеются основания утверждать, что в стране сложился антинациональный, чрезвычайно влиятельный информационно-финансовый комплекс.
_____Используя новейшие достижения практической социальной психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведением больших масс людей, центры психологической войны навязывают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны, но выгодные США решения. Примерами этого являются результаты кампании по выборам президента России в 1996 году. Другой пример — антинациональная позиция СМИ во время войны в Чечне.
_____Важным направлением деструктивной деятельности СМИ является пропаганда “достижений” американской массовой культуры среди молодежи. Цель — не только “оболванивание” граждан России, формирование у них космополитической идеологии и потребительской психологии, но и дискредитация идей социальной справедливости и патриотизма, без чего, в частности, невозможно добиться высокого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.
_____Нельзя не сказать и о целенаправленном воздействии с антироссийских позиций на международное общественное мнение, что достигается за счет монополии США на мировом рынке информации. Ключевое значение здесь играет формирование системы мифов о том, что главная опасность мировому сообществу якобы исходит от нестабильной и непредсказуемой, но обладающей ядерным оружием России. Именно в этом свете следует рассматривать периодически организуемые кампании по “разоблачению” “русского шпионажа”, нагнетанию страха перед могуществом “русской мафии”, неспособностью России обеспечить безопасность своего атомного комплекса, предотвратить утечки на мировой “черный рынок” ядерных материалов, боевых отравляющих веществ, технологий военного назначения. В то же время деятельность российских структур в области активных мероприятий контрпропагандистского характера за рубежом сведена к нулю.
_____Еще одним направлением информационной войны является подкуп тех социальных групп, которые способны оказывать влияние на выработку и принятие важнейших государственных решений — чиновников, журналистов, представителей академических институтов, специализирующихся в сфере политологии, внешней политики, экономических и военных вопросов. Действуя через различные фонды и гуманитарные структуры, спецслужбы США выделяют значительные финансовые ресурсы в форме грантов, гонораров за публикации и чтение лекций, зарубежных поездок. Все это стало едва ли не основным источником материального благополучия для значительной части участников московской политической “тусовки”, которая еще со времен “перестройки” взяла на себя роль идеолога прозападной агентуры влияния.
_____В последнее время обозначилась новая тревожная тенденция. Западные структуры стремятся взять под свой прямой контроль российские средства связи и информации. Речь, в частности, идет о бесконтрольном использовании возможностей внедряемой в России системы “Интернет”. За счет этой системы США рассчитывают получить доступ ко всей информации, накопленной в отечественных научных центрах, и отслеживать проблематику, которой они интересуются. Одновременно активно лоббируются закупки для структур госуправления зарубежной вычислительной техники, компьютерных сетей, математического обеспечения. Подобные системы зачастую бывают “нашпигованы” как “закладками” для несанкционированного съема информации, так и “логическими бомбами”, которые по спецкоманде способны вывести технику из строя и полностью парализовать систему госуправления.
_____А. П. Тот факт, что Запад активно ведет против России информационную войну, демонстрирует, в частности, что наши государственные структуры еще не окончательно разрушены. Ведь нет никакого смысла применять информационное оружие против стран, которые уже полностью утратили самостоятельность. Вместе с тем, как показала война в Чечне, применение такого оружия против силовых структур, засилие агентуры влияния в высших звеньях государственной власти и СМИ создает ситуацию, когда страна и армия не способны противостоять вооруженному сепаратизму и агрессии. Без радикального решения проблемы электронных СМИ и, в более широком плане, агентуры западного влияния, обеспечение безопасности страны остается проблематичным.
_____Однако посмотрим на затронутые проблемы несколько шире. Наряду с деструктивными действиями внутри России, США и НАТО проводят политику “ползучей” экспансии на всем постсоветском пространстве. С одной стороны, создается угроза дестабилизации центрально-азиатских стран, которые грозит захлестнуть волна вооруженных беженцев с севера Афганистана, занятого талибами. Нужно иметь в виду, что “Талибан” —это организация, созданная спецслужбами США и Пакистана со стратегической установкой на экспансию в глубь территории СНГ. С другой стороны, идет политическое внедрение Турции, а также экономическое и разведывательное проникновение Запада в Азербайджан, являющийся наиболее удобным плацдармом для экспансии в Центральную Азию, Поволжье, Крым и на Северный Кавказ с использованием тюркского и исламского факторов.
_____Главная цель США — установление контроля над нефтяными ресурсами Каспийского моря. Запасы нефти Каспия соизмеримы с запасами Северного моря и Аляски на момент начала их эксплуатации. Однако в обозримой перспективе ресурсы последних будут исчерпаны. Поэтому Запад проявляет крайнюю заинтересованность в каспийской нефти.
_____Следует отметить, что проблема нефти Каспийского моря возникла с распадом СССР. Именно тогда режимы прикаспийских государств явочным порядком приступили к его переделу. Причем делается это явно незаконно. Каспий — это не море, а озеро, и нормы международного морского права на него не распространяются. Любые решения по использованию ресурсов Каспия должны приниматься на основе консенсуса всех прикаспийских стран, а “контракт века”, заключенный Алиевым с международным консорциумом, является изначально незаконным. Однако этот неоспоримый факт Азербайджаном и Западом откровенно игнорируется. В Москве же, с согласия коррумпированных чиновников, вопрос о праве собственности на ресурсы каспийского шельфа подменяется дискуссией о трассах трубопроводов. Причем и этот вопрос рассматривается на Западе в антироссийском контексте. Прежде всего в рамках идеи организации “Евразийского транспортного коридора” по линии: Центральная Азия — Каспий — Азербайджан — Грузия — Черное море — Украина — Европа. Речь идет о подведении экономической базы под проект создания из группы стран СНГ санитарного кордона, призванного изолировать Россию от стран Европы, Ближнего и Среднего Востока.
_____Другой момент — попытка отсечения России от Закавказья путем поощрения сепаратизма в Чечне. Не надо обольщаться “мирным договором” Ельцина с Масхадовым. На Западе и в самой Ичкерии существуют проекты создания антироссийской “Конфедерации горских народов” в составе Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Предполагается, что данное образование через Грузию получит выход к Черному морю и Турции. Рассматриваются планы содействия сепаратизму в Татарии и Башкирии, отторжения Дальнего Востока, который, ввиду непомерно высоких транспортных тарифов и перманентного энергетического кризиса, оказался брошенным Москвой на произвол судьбы.
_____А. С. От темы планомерного вытеснения России из постсоветского пространства СНГ мы можем перейти к более глобальной и чрезвычайно опасной для будущего нашей страны экспансии НАТО на Восток. На первом этапе в НАТО будут приняты Польша, Чехия и Венгрия. Затем туда собираются принять Румынию и республики Прибалтики. Наконец, на третьем этапе не исключено принятие Украины.
_____Основным инициатором восточной экспансии НАТО является ФРГ. Решение о расширении блока было принято почти сразу же после завершения вывода наших войск из ГДР. Фактически мы имеем дело с возобновлением дважды прерывавшейся в этом столетии немецкой экспансии в восточном направлении, на этот раз пока реализуемой политическими и экономическими методами под американским “ядерным зонтиком”. Другим инициатором экспансии НАТО выступают США. По мнению американской элиты, это позволит укрепить лидирующее положение американцев в Старом свете, компенсировать их экономическую слабость по сравнению с объединенной Европой во главе с ФРГ.
_____Подписанный 27 мая “Основополагающий акт Россия—НАТО” носит декларативный характер. Согласившись де-факто с расширением блока, Россия взамен ничего не получила. Документ не дает четких юридических гарантий неразмещения ядерных вооружений и натовских воинских контингентов у наших границ. Между тем, появление в Польше, а затем в Прибалтике тактической авиации США и их союзников в количестве до 5000 единиц с ядерным и высокоточным неядерным оружием создаст ситуацию, когда вся европейская часть РФ, включая объекты стратегических ядерных сил (СЯС), станет полностью беззащитной от ударов с воздуха. Ведь системы ПВО на северо-западном направлении после отделения Прибалтики практически не существует. Иными словами, мы рискуем в любой момент повторить судьбу Ирака и боснийских сербов. В таких условиях, означающих крах внешнеполитического курса Ельцина, “Основополагающий акт” предназначен исключительно для внутреннего потребления, для введения россиян в заблуждение.
_____А. П. А вот другой аспект — двусмысленная линия США, направленная на одностороннее ядерное разоружение России, по сути, ставит под угрозу стратегическую стабильность в мире. При этом я даже не имею в виду “навеянное теплотой парижской встречи” вопиющее по своей безответственности заявление президента Ельцина о снятии ракет с боевого дежурства путем демонтажа боеголовок. Слава Богу, Примакову и военным вовремя удалось дать этим событиям задний ход. Однако и без того из-за недофинансирования происходит деградация СЯС и обеспечивающих систем, замедлены или вообще прекращены многие НИОКР. Нам навязываются невыгодные международные договоренности: СНВ-2, СНВ-3, конвенция по химическому оружию, договор о ядерных испытаниях, изменения в договоре по ПРО...
_____А. С. Действительно, сегодня существует масса аргументов против ратификации договора СНВ-2. При этом следует особо выделить проблему неравенства “потенциалов быстрой догрузки” в соотношении 6:1 в пользу США. Сроки, которые СНВ-2 оставляет нам на ликвидацию “тяжелых” ракет, и одновременно развертывание взамен нескольких сот моноблочных “Тополей-М”, нереальны. На саммите в Хельсинки Клинтон согласился продлить их на пять лет. Объявлено также, что после вступления СНВ-2 в силу начнутся переговоры по СНВ-3. В его рамках предлагаются процедуры ликвидации боеголовок с целью обеспечения необратимости сокращений, чего нет в СНВ-2. По СНВ-3 через 10 лет у нас и США будет по 20002500 боеголовок, что, с экономической точки зрения, предпочтительнее СНВ-2. В то же время, имея в виду обозримую перспективу, вариант СНВ-3 уступает варианту в рамках ныне действующего соглашения СНВ-1, требующему продления сроков эксплуатации стоящих на вооружении “тяжелых” ракет, что дешевле их ликвидации и переоборудования их шахт под 90 “Тополей-М”.
_____Другой ключевой аргумент против СНВ-2 — неясность судьбы договора по ПРО. Ведь эффективность систем ПРО прямо пропорциональна масштабам сокращений наступательных вооружений. В Хельсинки США подтвердили приверженность договору. Одновременно в Вашингтоне продолжает открыто дискутироваться вопрос о выходе из него в одностороннем порядке. Тем более, что Ельцин дал американцам зеленый свет для активизации работ в области стратегической обороны под маркой тактической ПРО, поддержав их предложение, разрешающее перехват целей в космосе, летящих со скоростью 5 км/сек. Ранее МИД РФ настаивал на цифре 3 км/сек. Более того, противоракетные системы воздушного и наземного базирования теперь могут иметь скорость 5,5 км/сек., а морского базирования — 4,5 км/сек. Это означает, что в условиях постоянного присутствия флота и авиации США в Баренцевом и Охотском морях, где патрулируют отечественные стратегические подводные лодки, под прицел попадут наши морские ракеты на начальной фазе полета.
_____А. П. Скажу, что с учетом перечисленных факторов, лично я буду голосовать в Думе против ратификации СНВ-2...
_____Не могу не упомянуть настойчивые попытки внешних сил противодействовать интеграционным тенденциям в СНГ. Наиболее явно это проявляется на примере информационной войны против президента А. Лукашенко и Белоруссии — страны, которая более других готова пойти на воссоединение с Россией. Прослеживается линия и на искусственное подогревание конфронтации между Россией и Украиной. У всех на виду формирование на антироссийской основе геополитической оси Киев-Тбилиси-Баку-Ташкент и “треугольника” Анкара-Баку-Грозный.
_____В заключение хотелось бы подчеркнуть, что все перечисленные действия геополитических противников нашей страны следует рассматривать комплексно. Это ни что иное, как ползучая экспансия, имеющая цель ликвидировать Россию в качестве целостного государства, превратить ее в сырьевую колонию финансовой олигархии Запада.
_____
1.0x