ОТ РЕДАКЦИИ
Author:
21(182)
Date: 27-05-97
_____
_____“От сумы да от тюрьмы не зарекайся”, — гласит русская пословица. И впрямь, жестокая статистика сообщает, что чуть не каждый восьмой взрослый, трудоспособный гражданин России в свое время успел “отдохнуть на нарах”. И тюрем у нас много, хоть и жалуются работники ГУИНа, что на всех не хватает...
_____С тезисом, гласящим, что “преступник должен сидеть в тюрьме”, никто не смеет спорить. Но у внимательного наблюдателя возникает вопрос: а все ли сидящие в тюрьмах и впрямь закоренелые преступники; и многие ли из гуляющих на воле бандитов, которые, как термиты, целенаправленно выгрызают изнутри остов российской государственности, имеют реальные шансы занять положенное им место на нарах или в камере смертников?
_____Большинство экспертов, юристов, работников органов внутренних дел считают, что современные российские тюрьмы не выполняют тех функций, для которых они предназначены, ибо сидят в них в основном “не те люди”...
_____Да, всяческие маньяки, “бытовые” убийцы, растлители малолетних и другая нечисть страшна для общества, и ее надо ловить и сажать. Но масштаб наносимого ими вреда все же никак не сравним с теми чудовищными потерями, которые терпит общество от разгула организованной “экономической” преступности. Очевидно, что причины очень многих тяжких преступлений — заказных убийств, например — находятся именно в экономической сфере.
_____На сегодня, по мнению специалистов, в обороте российского криминального бизнеса находится не менее 60 триллионов рублей. Даже Черномырдину пришлось признать, что 42 процента российской экономики “находится в тени” — иными словами, контролируется преступниками. Следует иметь в виду, что, по мнению экспертов, более половины преступлений, реально совершенных в сфере экономики, вообще не регистрируются органами внутренних дел.
_____За период с января по октябрь 1996 года выявлено 139 тысяч преступлений экономической направленности. Какая часть этих дел дойдет до стадии вынесения судом приговора, сказать очень трудно, но печальная практика предыдущих лет показывает, что вряд ли это будет даже одна десятая. Да и может ли количество дел служить показателем качества работы управления по борьбе с экономической преступностью? А тут еще вступил в силу и новый уголовный кодекс, который, словно по заказу, чрезвычайно “лояльно” относится к преступлениям в сфере коммерции. Эксперты в один голос утверждают: около 90 процентов теневого капитала контролируется вовсе не ставшими почти хрестоматийными бандитами в красных пиджаках, с пистолетами под мышкой и на шестисотых “мерседесах”, а внешне вполне благообразными государственными чиновниками и руководителями крупных финансовых и коммерческих структур.
_____А в это время российские тюрьмы переполнены “бытовиками”, полусумасшедшими, мелкими рэкетирами, малолетками, проходящими за решеткой “школу жизни”...
_____Многие работники правоохранительных органов уверены в необходимости проведения срочной тюремной реформы. По их мнению, по крайней мере четверть “сидящего” контингента надо выпускать на волю. Остальным же, особенно тем, кто сидит по экономическим статьям, надо пересматривать приговоры — в основном, в сторону увеличения срока наказания, или даже заменять его на смертную казнь.
_____Однако какой бы успешной ни была реформа в отдельно взятом ведомстве, она принесет лишь кратковременную пользу. В пересмотре нуждается вся юридическая система современной России — что, похоже, маловероятно при нынешнем руководстве и режиме в стране.
1.0x