Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 мая 1997

АПОЛОГИЯ ЭКУМЕНИЗМА

<br />
АПОЛОГИЯ ЭКУМЕНИЗМА
Author: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
20(181)
Date: 20-05-97
_____
_____
_____17 июля 1997 года, во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Результаты ее богословских исследований становились предметом обсуждения на заседаниях Священного Синода и во многом повлияли на выработку официальной позиции Русской Церкви.
ВХОЖДЕНИЕ ВО ВСЕМИРНЫЙ
СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ СООТВЕТСТВУЕТ
ИНТЕРЕСАМ РПЦ
_____
_____Уже в XIX веке наша Церковь вела серьезные переговоры и богословские диалоги с англиканами, старокатоликами и Восточными Православными Церквами (дохалкидонитами) о единстве с конечной целью восстановления общения. Все межхристианские сношения проводились всегда в духе братской любви, но на основе верности и внутренней целостности нашего свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви. Протоиерей Георгий Флоровский назвал эти переговоры «православным экуменизмом».
_____О духе «православного экуменизма» свидетельствует ответ Святейшего Правительствующего Синода нашей Церкви на запрос Константинопольского Патриарха Иоакима III (19021903 годы) об отношении к инославным Церквам и исповеданиям. Всероссийский Собор 19171918 гг. на одном из последних своих заседаний учредил особый Отвел о соединении Церквей и принял решение: «Считая единение христианских Церквей особенно желательным в переживаемое время напряженной борьбы с неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием, ...Священный Собор Русской Православной Церкви... благословляет труды и усилия лиц, работающих над изысканием пути к единению с названными дружественными Церквами» (Собор имел в виду англикан и старокатоликов).
_____В 1920 году появилось знаменитое Окружное послание Константинопольской Патриархии ко всем христианским Церквам с предложением и обоснованием необходимости создания содружества для взаимной помощи, сотрудничества и достижения единства. Так по предложению Православных Церквей первоначальное экуменическое движение переросло в «Лигу Церквей». Так и возник Всемирный Совет, инициаторами и основателями которого стали Православные Церкви
_____1.
_____В результате победы Советского Союза и его западных союзников во Второй мировой войне были созданы предпосылки для возникновения Организации Объединенных Наций и для развития и организационного оформления экуменического движения, историческим инструментом которого стал Всемирный Совет Церквей (1948 год). Этот процесс проходил без участия нашей Церкви. Помешали же ее участию не церковные, а политические факторы. Как только в конце войны начал приоткрываться железный занавес, отделявший нас от остального христианского мира, и стали устанавливаться обоюдные контакты, то наша Церковь сознательно и искренне хотела снова вернуться в экуменическое движение, в котором она участвовала и имела видную богословскую роль с начала ХХ века. Документы протопресвитера Гр. Разумовского, высказывания приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) свидетельствуют о понимании необходимости и желательности участия Русской Церкви в экуменическом движении, а позднее и вступления в ВСЦ (19461947 годы). Всему этому не суждено было сбыться. Разразилась «холодная война» с Западом, и Советское правительство повернуло направление нашей «церковной политики» в противоположную от ВСЦ и экуменического движения сторону.
_____Прорывом изоляции стало участие Русской Православной Церкви в 1961 году в Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Вступление во Всемирный Совет Церквей стало нашим возвращением к прежнему отношению к экуменическому движению. Следуя нашему примеру, возобновили свое членство и Православные Церкви «социалистических стран». Так начался для нас новый период сотрудничества со всеми Православными Церквами — членами ВСЦ в общем деле усилий и поисков путей к восстановлению единства разделенных христиан в духе и по образу Древней Церкви, историческим и благодатным продолжением которой и является Православная Церковь.
_____Произведенные исторические и архивные исследования дают нам право утверждать, что вхождение в ВСЦ и другие международные христианские организации имело для нашей Церкви положительное значение и соответствовало основным интересам Церкви и верующего народа.
_____Можно утверждать, что решение нашей Церкви в 1948 году об отклонении приглашения на Ассамблею в Амстердаме и решение 1961 года о вступлении в ВСЦ, несмотря на неблагоприятный политический контекст, в котором они принимались, были правильными решениями, продиктованными обстоятельствами того времени и заботой, в первую очередь, о благе нашей Церкви, и в обоих случаях эти решения были полезны и необходимы для нашей Церкви.
_____Однако нынешние новые процессы внутреннего развития и внешней эволюции ВСЦ дают основания для нашей озабоченности и беспокойства и ставят перед нами вопрос о пересмотре оценки и отношения к экуменическому движению и к ВСЦ.
_____Руководство ВСЦ понимает эту опасность и ищет выхода из сложившегося критического положения. В связи с этим Совет обратился ко всем Церквам-членам и, что гораздо шире, ко всем участникам экуменического движения (включая Римско-католическую Церковь и Церкви, не являющиеся членами ВСЦ и даже критически настроенные к экуменизму) с предложением принять участие в совместном обсуждении «Общего понимания и видения ВСЦ». Уже больше двух лет идет интенсивная разработка новых структур и новых методов в достижении изначальных целей и назначения ВСЦ. В этой разработке участвуют и все Православные Церкви. Мнения и рекомендации православных по этой проблеме обсуждались на двух Всеправославных консультациях: в Шамбези (Женева) в 1995 году и в Бейруте в 1996 году.
_____Опыт такого сотрудничества Православных Церквей как членов ВСЦ, несомненно, имел и имеет для православного свидетельства о вере и Предании Древней Единой Церкви положительное значение и соответствует основным интересам Православных Церквей и их многострадальных народов, о чем они неоднократно заявляли на своих Всеправославных Совещаниях. Таких Всеправославных Совещаний было несколько (последнее в Шамбези в 1995 г. и в Бейруте в 1996 г.). На этих Совещаниях всегда обсуждались положительные и отрицательные стороны православного участия в ВСЦ, и всегда они оканчивались решениями о необходимости усиления православного присутствия в экуменическом движении. Это следует нам иметь в виду и теперь, когда мы обсуждаем вопрос о пересмотре и переосмыслении нашего отношения к ВСЦ.
_____Вопросы о выходе из Всемирного Совета Церквей или о переходе на статус наблюдателей, которые поднимались в ходе нашей дискуссии на прошедшем заседании Пленума Богословской Комиссии, являются вопросами, которые требуют всеправославного обсуждения и всеправославного решения.Решение одной Церкви будет восприниматься Полнотой Православия как нарушение Всеправославного единства.

СОВМЕСТНЫЕ МОЛИТВЫ
С ИНОСЛАВНЫМИ —
НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНЫ
_____
_____Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45-м Апостольском правиле: «Епископ, иди пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви — да будет извержен». 46-е Апостольское правило гласит: «Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным». Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого. По терминологии святого Василия Великого еретики — это те, кто расходится с Православным вероучением в основных догматах и кого он предписывает принимать в Церковь через крещение.
Если следовать такому толкованию правила Василия Великого, то окажется, что еретики, с которыми воспрещается общая молитва, — это те, кого мы принимаем в Церковь через крещение. Иными словами, применительно к современной практике, — это адвентисты, иеговисты, молокане и приверженцы новейших сект, в последнее время обыкновенно называемых тоталитарными. Здесь замечу, что с ними общих молитв в практике нашей Церкви и официального экуменического движения нет и не было. Что же касается молитвенного общения с теми, кто принадлежит к Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим церквам, — то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм, или, можно добавить, вводить в соблазн верных.

«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»
ПРЕОДОЛЕНЫ
_____
_____Позвольте мне, досточтимые собратия-архипастыри, перейти теперь к еще одной серьезной теме, вот уже несколько лет стоящей на повестке дня богословской комиссии. По поручению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года Синодальная Богословская Комиссия осуществила изучение «Второго общего заявления» Смешанной комиссии по диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами (Шамбези, Швейцария, 2329 сентября 1990 года).
_____Текст документа свидетельствует о значительном продвижении в решении христологической проблемы. В то же время Заявление не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции, что было отмечено в Определении прошлого Архиерейского Собора. В результате углубленного анализа документа членами Синодальной Богословской Комиссии первые, часто эмоциональные, реакции на него сменилось взвешенным, ответственным подходом, учитывающим не только формулировки, содержащиеся в самом документе, но и позиции богословов, изучавших этот документ, а также реакции на него других Поместных Православных Церквей.
_____Ввиду того, что членами Смешанной комиссии по диалогу с Восточными Православными Церквами являлись представители всех Православных Церквей, целесообразно серьезное изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправославном уровне. Не менее важно для нас обсуждение как предмета, так и хода диалога с Восточными Православными Церквами в широких кругах духовенства, богословов и мирян Русской Православной Церкви.
_____Как Председатель Богословской Комиссии я бы хотел воспользоваться настоящим моментом, чтобы выразить свою благодарность Отделу внешних церковных сношений Московского Патриархата и его Председателю Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу за постоянное содействие во всех вопросах, касающихся практической работы.
_____
_____
_____ 1 Все выделения в тексте сделаны редакцией.
_____2 Принцип церковной политики, предполагающий снисхождение к проступкам в поисках единства.
_____
1.0x