Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 мая 1997

САМОЛЕТЫ ДЛЯ НОВОГО ВЕКА

<br />
САМОЛЕТЫ ДЛЯ НОВОГО ВЕКА
Author:
18(179)
Date: 5-05-97
_____
_____Наша армия и ее Военно-Воздушные Силы переживают далеко не лучшие времена. Глубокий кризис, поразивший экономику страны, не мог не отразиться и на ее основных институтах, к каковым относятся Вооруженные Силы. В средствах массовой информации то и дело появляются публикации на армейскую тематику, больше напоминающие эпитафии. С сожалением приходится констатировать, что опасения, высказываемые в массмедиа, небеспочвенны. О ситуации, складывающейся в Военно-Воздушных Силах России, рассказывает заместитель начальника Главного штаба ВВС РФ — начальник оперативного управления генерал-лейтенант Александр ИОНОВ.
_____Известно, что в 1996 году выполнение плана по общему налету в ВВС составило в среднем около 40 процентов. План боевой подготовки по общему налету выполнен на 45 процентов, по подготовке к боевым действиям — на 45, по боевому применению — на 50 процентов.
_____И беда здесь не в плохом планировании, а в хронической нехватке топлива, запасных частей. Выделенный в прошлом году лимит авиационного топлива, например, составил лишь 38 процентов от расчетной потребности. А реально было поставлено только немногим более 30 процентов от заявленного количества.
_____В то же время, если судить по динамике, то показатели выполнения плана боевой подготовки из года в год повышаются. Но это если сравнивать с последними годами, а если с “доперестроечными”, то картина получится удручающей. Я же считаю, что в оценках необходимо исходить из сегодняшних реалий. А они таковы, что мы всецело зависим от экономического положения в государстве. Улучшится ситуация — улучшится и боевая подготовка авиаторов.
_____Пока уровень профессиональной подготовки летного состава ВВС позволяет обеспечить необходимую боеготовность авиационных частей и подразделений. Подтверждением тому — ряд летно-тактических учений, проведенных уже в нынешнем учебном году. Однако если подобное положение сохранится еще года два-три, то кризиснные явления могут приобрести необратимый характер.
_____Что касается государственной концепции реформирования ВВС, то ее, конечно, еще нет. Имея в виду документ, утвержденный президентом как Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России. Как, впрочем, не существует и утвержденной государственной концепции реформирования Вооруженных Сил. Причин тому масса, однако основной, на мой взгляд, является отсутствие у государства необходимых средств для обеспечения реформ. Некоторые “горячие” головы утверждают, что реформирование можно провести без особых вложений. Но это абсурд. Скажите, можно ли сделать ремонт в квартире, не затратив при этом ни копейки?
_____Что касается идеологии реформирования ВВС как вида Вооруженных Сил, то она существует. Не стану подробно ее расписывать — это займет достаточно много времени. Отмечу лишь, что ее суть — учет опыта армий развитых государств мира, 85-летнего опыта военной авиации России и достижений отечественной науки в части ее касающейся. Этот опыт показывает, что в вооруженных силах развитых стран военно-воздушные силы являются основным, если не главным видом. У нас ВВС как вид Вооруженных Сил оформились в 1946 году, да и то формально. Не было главного — централизованного руководства группировкой авиации в интересах наиболее эффективного использования ее потенциальных возможностей в ходе военных действий.
_____Определяя же ролевые функции, можно сравнить ПВО со щитом, а ВВС — с мечом.
_____Но лишь умелое их сочетание может привести к успеху. В послевоенной истории не было ни одного конфликта, где даже сильная ПВО могла бы кардинально повлиять на его исход. Взять, к примеру, ливано-израильский конфликт. Тогда на относительно небольшой территории Ливана располагалось 17 дивизионов современных, по тем временам, комплексов С-75. Израильтянам понадобилось около полутора часов, чтобы все их выбить. Повторюсь еще раз и сошлюсь на опыт развитых стран — ни одна из них не отказалась от военно-воздушных сил. Поэтому говорить сегодня о каком-то слиянии ВВС с войсками ПВО или другими, на мой взгляд, преждевременно.
_____Действительно, с начала 90-х годов самолетный парк ВВС перестал пополняться новыми самолетами. Основные усилия в этих условиях были направлены на сохранение и поддержание в боеготовом состоянии уже имеющегося самолетного парка. Однако систематический дефицит средств на обеспечение его эксплуатации привел к тому, что сохраняется тенденция к снижению общего уровня исправности, продолжается физическое старение авиатехники, в том числе и ее современных типов. Прогнозировать ситуацию в дальнейшем несложно: если не изменится положение с финансированием, то процесс падения уровня готовности самолетов приобретет обвальный характер...
_____Принятая долгосрочная программа вооружений, конечно, учитывает интересы и потребности ВВС. Определены в ней и приоритеты. Однако возможности государства сегодня таковы, что даже с учетом предпринимаемых в правительстве шагов реализовать программу в установленные сроки вряд ли удастся. Скорее всего, ее выполнение будет растянуто во времени.
_____И все же, несмотря на достаточно расплывчатую в этом плане перспективу, хотел бы отметить один положительный момент. Это то, что усилиями, в первую очередь главкома ВВС, нам все же удалось “вытащить” самолет XXI века.
_____Положение с молодыми летчиками — будущим авиации — это беда Военно-Воздушных Сил. Единственное, что можно пожелать молодежи в нынешней ситуации, это набраться терпения. Основные усилия будут по-прежнему сосредоточены на поддержании необходимого уровня выучки уже подготовленных экипажей. Это основа боеготовности. Остальных же будем постепенно подтягивать до этого уровня. И эта задача в принципе решается, правда, не столь масштабно, как хотелось бы. Но опять же хочу оговориться: лишь в случае улучшения экономической ситуации большинство молодых летчиков может быть введено в строй, пусть даже в достаточно растянутые сроки.
_____В случае затягивания кризиса не исключено, что большую часть выпускников придется уволить из Вооруженных Сил. Но и из оставшихся лишь 15 процентов, наиболее способных и целеустремленных, могут рассчитывать на ввод в строй в качестве боевых летчиков. Остальным (около 20 процентов) придется пройти переподготовку в рамках ВВС или другого вида Вооруженных Сил и получить другую специальность.
_____Принципиально сложившееся в Европе соотношение сил после распада Варшавского Договора и развала СССР от вступления в НАТО некоторых стран Восточной Европы, на мой взгляд, не изменится. Соотношение сил авиации России и НАТО на сегодняшний день составляет 4 к 1 в пользу последней, поэтому 10–15 процентов мало что изменят. Как, впрочем, и увеличение количества аэродромов.
_____Что же касается продвижения НАТО на Восток, то оно в любом случае будет затрагивать интересы России. Вступление в блок ряда государств и отделение таким кордоном России от Европейского сообщества, несомненно, повысит возможность или вероятность возникновения межгосударственных противоречий и вооруженных конфликтов, их перерастания в широкомасштабные военные действия. При наличии у конфликтующих сторон ядерного вооружения это может поставить под угрозу существование всей цивилизации.
Записал Сергей ПРОКОПЕНКО
1.0x