Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 апреля 1997

ВСТРЕЧА С АНГЕЛОМ

<br>
ВСТРЕЧА С АНГЕЛОМ (Рассказ из прошлой жизни)
Author: Валерий Иванов
14 (175)
Date: 8–04–97
_____
_____Случилось это в те далекие времена, когда мы изнывали под гнетом коммунизма, и от Вильны (которая еще до войны называлась Вильнюс) до Минска можно было доехать без всякой визы.
_____— Давай съездим в те места, где я пережила оккупацию, — предложила Лика своему мужу (назовем его хотя бы пан Юрек).
_____— Давай, — согласился супруг. И они отправились в белорусскую столицу в первый же выходной. Не пришлось даже копить деньги на билеты (они тогда стоили, кажется, рубля два). И даже не заметили, как пересекли границу.
_____Лика стояла у открытого окна и жадно вдыхала мчащийся навстречу ветер. Красивая! Как сама жизнь!
_____Супруг залюбовался ею и вспомнил, что у психолога Юнга, который классифицировал женские психотипы по древнегреческим богиням, Лика определялась как Афина Паллада.
_____— Слушай, богиня, — спросил он, — а у кого мы там остановимся?
_____— У моего ангела-спасителя.
_____— В церкви, что ли?
_____— Нет, это не церковный ангел, а земной. Я ведь тебе уже рассказывала, что когда мама погибла, я осталась с двумя маленькими братиками на руках. И раньше было страшно: я же без “аусвайса” жила, боялась, чтоб не угнали в Германию, — а тут совсем в глазах потемнело. Потому что — ну, совсем стало невмоготу. Конец и мне, и нашей стране, и нашему народу. И вдруг рядом возникла Нина Владимировна. Как она меня спасла — даже не знаю… Утешала. Говорила, что я просто обязана выжить. А так было страшно! И за дровами ходить в лес, мимо патрулей, и на базаре стоять с последним платьем, которое никто не берет… Мне сейчас после тех лет уже не страшно.
_____— А кто она по Юнгу?
_____— М-м-м… Пожалуй, в классификации Юнга ее нет…
_____Минск встретил приезжих обычной толкотней и незабываемым белорусским добродушием. В городе, начисто стертом войной и заново отстроенным еще при Сталине (с “архитектурными излишествами”), поразительным видением какого-то невероятного, книжного прошлого предстал перед глазами скромный домик в маленьком саду — на окраине, за железной дорогой.
_____— Ее отцом построено, — сказала Лика. — Перед японской войной 1904 года.
_____— Сколько же твоему ангелу лет?
_____— Много…
_____За калиткой их встретил старый пес.
_____— Тоби! Тоби! Не узнал?
_____Тоби подслеповато всмотрелся, а затем изобразил ликованье: присел и подпрыгнул на старческих лапах.
_____— Узнал, узнал! — послышался слабый голос с крыльца, на котором показалась странная фигура: гномик, крохотная горбунья с изуродованным лицом (уже потом Лика рассказала, что лицо было изуродовано еще в детстве — от несчастного случая).
_____Это и была Нина Владимировна. Лика бурно, как ветер, бросилась к ней навстречу.
_____Домик оказался еще дряхлее, чем хозяйка, но из последних сил удерживал дореволюционное обаяние. У гостя даже голова слегка закружилась — до того вся обстановка напоминала чеховское время: полутемная гостиная, фикус, венские стулья, большой стол под скатертью…
_____На столе (где, конечно же, вазочки с печеньем и конфетами — для гостей) лежала яркая открытка с лазурным небом и золотым куполом — иерусалимский храм над Стеной Плача.
_____— Это прислали те, которые из гетто бежали и у нас прятались, — сообщила хозяйка. — Ко дню освобождения Минска. Просили съездить в Вильнюс — поклониться могиле Черняховского, да мне уже не доехать. Поклонитесь вы за нас…
_____На ее коленях нежилась кошка Василиса, тоже старуха. Жмурилась, выгибаясь, заглядывала в лицо. Внезапно насторожилась. Спрыгнула на пол и направилась к двери.
_____— Володя идет — по Василисе видно.
_____В гостиную вломился курсант — крепкий, как репка, и румяный, как помидор:
_____— Тетя Нина! Я в увольнении! По вашему приказанию на обед прибыл!
_____Пообедали.
_____— А чай будем пить в беседке, в саду!
_____Мужчины переставили вазочки и чашки на подносы и двинулись в сад. Лика несла чайники — с кипятком и заваркой. Старушка переваливалась впереди всего шествия. И пространство странным образом закручивалось вокруг ее движения — Володя, Лика, ее супруг, Василиса, Тобик (которого ради гостей спустили с цепи), солнечные лучи в ветвях, сами ветви. Это было очень непонятно, но казалось, что и домик как-то двинулся за ними — во всяком случае, чеховский уют переместился в беседку.
_____— Хотите яблоко? — спросила Нина Владимировна, когда Лика начала разливать чай.
_____Она протянула руку в сторону, и пораженный гость вдруг увидел, как ветка чуть заметно нагнулась и вложила ей в руку яблоко.
_____— Они что — слушаются вас?
_____— Нет — это, наверно, ветер качнул… Но вообще-то все розоцветные растения — яблоня, малина, земляника, даже шиповник — дружески расположены к человеку, хотят с ним общаться. Тут какая-то духовная симпатия — не спутаешь…
_____
* * *
_____
_____“Дорогой друг! — написала она позднее, в ответ на новогоднее объяснение в любви. — Я, конечно же, не ангел. У меня болят ноги и я все реже выхожу из дома. Мы тут все — вроде теней: и я, и собака, и кошка, и сам домик. Недавно я маму видела в гостиной — тоже прошла, как тень…
_____Знаете, я ведь живу только потому, что дала обещание маме. Давным-давно, когда мне исполнилось шестнадцать лет и мои подружки стали ходить на танцы, я забралась в сарай и повесилась. Каким-то образом меня вытащили из петли. Тогда мама встала передо мной на колени и попросила меня жить. И я дала ей слово.
_____Как давно это было! Сколько раз с тех пор горел и летел в бездну человеческий мир! А я живу и живу… ”
_____
_____Валерий Иванов — наш давний автор, патриот России. Сейчас его судят в Вильнюсе литовские фашисты. Мы поддерживаем его борьбу с антирусским режимом. Мы желаем Валерию победы!
_____РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ “ЗАВТРА”
1.0x