Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 апреля 1997

«ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!..»

<br />
«ТОВАРИЩ, ВЕРЬ!..»
Author:
14(175)
Date: 8-04-97

26.03. 13 час.
_____
Из Дома ученых, где проходил семинар по экономическим вопросам, направляюсь в свою писательскую организацию. На семинаре ученые — экономисты, социологи, философы — говорили о необходимости “концептуального подхода” к восстановлению порушенной России.
_____Завтра митинг. На улице идет натаскивание спецназа.
_____Проходя мимо высокого майора, спрашиваю:
_____— Готовитесь?
_____— Готовимся.
_____— Будете бить?
_____— Не будем. Теперь не 93-й год.
_____— Спасибо, — благодарю майора, глядя в его серые умные глаза. Говорю, чтобы утвердить его слова. Чтобы не передумал. И, кивнув на прощание, перехожу мост.
_____Санкт-Петербургская организация Союза писателей России поддерживает акцию протеста профсоюзов. Своим выходом на площадь мы также заявим “нет” антинародному курсу президента и правительства — губителям отечественной культуры. Хотя понимаем, что теперь, когда останавливаются фабрики и заводы, ввергаются в нищету и разор школы и больницы, а улицы наших городов полнятся тысячами голодных, беспризорных детей, вроде бы не до культуры, не до писателей. Но только ли писатели не востребованы в наши дни?!.

27.03. 11 час.
_____
Холодное, морозное утро. Ветер. Колючий снег.
_____От станции метро “Маяковская” иду по Невскому в Литфонд. Остановился на красный свет. Рядом останавливается военный в камуфляжной форме. В руке поводок, на поводке овчарка: поза стелющаяся, приземистая, будто готовится к прыжку. Возле меня, пережидая красный свет, стоит молодая пара. Кивнув на военного и овчарку, он ей: — Омоновцы. Идут на Дворцовую рвать нищих стариков. — Она ему: — Тише, не лезь на рожон...
_____В литфонде отдаю директору свидетельство о смерти выдающегося писателя-литературоведа Бориса Ивановича Бурсова. К несчастью, похороны соответствовали обстановке в стране: скорбные 9 дней Борис Иванович пролежал в морге. Все это время мы не могли получить разрешение губернатора Петербурга, чтобы Бориса Ивановича, постоянного жителя Комарово, похоронить на Комаровском кладбище...

27. 03. 11 час. 20 мин.
_____
Еду в троллейбусе на Большую Конюшенную в писательскую организацию. Два пожара в 93-м году погубили Дом писателя. Еще два пожара — в 94-м и 96-м — совсем добили некогда величественный особняк графа Шереметьева. Три года скитались мы по библиотекам города, пока власти, наконец, не выделили нам постоянную комнату.
_____Но никто из нас не надеется, что когда-нибудь мы вернемся в свой восстановленный Дом. По крайней мере, при нынешних властях...
_____Из окна троллейбуса вижу, как по набережной Фонтанки спецназовцы ведут на поводках овчарок и ротвейлеров. Поворачиваю на Аничков мост — тоже к Дворцовой.
_____Справа от меня вздохнула соседка:
_____— Дочь и зять идут на площадь. Страшно за них. В сознании возникают серые, умные глаза майора. С уверенностью говорю:
_____— Не бойтесь, мамаша. Они там будут не одни.

27. 03. 13 час.
_____
На правлении писательской организации прочитали письмо из Госдумы, присланное нам депутатом С. Никифоровым, а также приложенный к письму проект Закона о творческих Союзах. Закон принят Госдумой в первом чтении. Из этого Закона становится понятно, что если он и вступит в силу, творческие Союзы и российская культура в целом не получат особого облегчения. Не предполагается главного — бюджетного финансирования, как при советской власти.
_____Правление решало и второй, не менее принципиальный, вопрос: принимать или не принимать правительственные награды из рук нынешних властей? Мнения разошлись. Но большинство писателей — против...

27.03. 14 час.
_____
Зал становится тесным. Заседание правления перерастает в общее собрание. Принимается решение: вместе с колоннами демонстрантов пойти на Дворцовую площадь. Пожилых и слабых здоровьем просим остаться.
_____Выходим на Невский. Холодно. Штормовой ветер. Начинается снежная буря. Во всю ширину Невского — колонны людей. С красными флагами, транспарантами, портретами Ленина, Сталина, Зюганова. Нет ни одного “российского” бело-красно-голубого флага.
_____По кромке тротуара — милиция, почти плечом к плечу. Камуфляжников не видно. Собак тоже.
В колонне демонстрантов — огромный плакат с Черной Смертью. Смерть гласит:
Я — ПРОДУКТ РЕФОРМ!
_____Нынешних демонстрантов отличает особая стать. Лица сосредоточенные и, как ни странно, добрые, словно бы озаренные внутренним светом. Видишь: идут люди бедные, но с чувством собственного достоинства. Это чувство изо дня в день, из месяца в месяц ведет их в лаборатории и цеха, в клиники и доки, в институты и больницы. Они продолжают свой труд, получая гроши, а часто не получая ничего. Весь мир не понимает нас. Весь мир думал, что при таком положении, как наше, люди должны были рассыпаться, разбежаться по домам, бросив на произвол судьбы свои заводы, фабрики, станции. Мы не бросили. Мы своей жизнью, своим теплом и любовью сохраняем то, что принадлежит всему народу, является нашим общим достоянием.
Но хорошо понимаем суть поведения властей. И запечатлеваем в лозунгах:
НЕВЫПЛАТА ЗАРПЛАТЫ — ЭТО
ТЕРРОРИЗМ ГОЛОДОМ И ГЕНОЦИД!
_____Еще одна особенность в шествии десятков тысяч наших обездоленных соотечественников — их молчание. Так могут идти только люди, которые уже все понимают. Которым не нужно ничего объяснять. Все сказано. Прежде всего теми, кто наверху. Нам они уже ясны. А их уловка поменять местами главных действующих лиц — это попытка перетасовать колоду крапленых карт: сколько ни тасуй, колода останется негодной.
Но самое главное отличие нынешних демонстрантов — отсутствие в колоннах детей. Хотя сейчас пора весенних каникул. В этом видится особый, грозный смысл: нам не до шуток! Мы знаем, с кем имеем дело. Отсюда и лозунг:
НАМИ ПРАВИТ БАНДА ВОРОВ
И ГРАБИТЕЛЕЙ! Все мы свидетели и жертвы неслыханного преступления. Но есть особые преступления — против человека и человечности. Есть особые преступники, имя которым — негодяи. Часть из них поименно перечислена на огромном плакате:
ГЕРОСТРАТ
МАЛЮТА СКУРАТОВ
ГИТЛЕР
ЕЛЬЦИН
Идут ленинградцы, питерцы. Проходим мимо памятной доски:
ГРАЖДАНЕ, ЭТА СТОРОНА УЛИЦЫ
НАИБОЛЕЕ ОПАСНА ПРИ ОБСТРЕЛЕ!
_____Ряды милиции при подходе к площади становятся гуще. Почему-то особенно много милиционеров на мосту через Мойку. Может быть, опасаются, что мы спустимся с набережной на лед и пойдем в обход, охватывая Дворцовую площадь кольцом... А вот и наши камуфляжники. Они стоят там, на набережной Мойки, где стояли вчера, перегородив дорогу, растекшись по мосту. Собак не видно, кажется, на Дворцовую овчарок не поведут...
_____Невольно вспоминаются демонстрации советского времени. Несмотря на фанфаронство и непревзойденную партийную безвкусицу, в подавляющем своем большинстве шли веселые, жизнерадостные люди. Звучали музыка и песни. Стояла милиция. Но не мешала празднику, а лишь подчеркивала красоту и строгость момента.
А нынешние милиционеры — спецназовцы-омоновцы — это не наше. Это оттуда, с благословенного для наших правителей Запада. И дубинки. И овчарки с ротвейлерами... Они где-то здесь, недалеко, спрятаны в близлежащих подворотнях. Но они готовы к прыжку. Наши стражники — тоже не наши. У них свои хозяева. Они их кормят. Хозяева заказывают музыку и еду. Те же хозяева благодаря таким же овчаркам на телевидении и радио терзают наш слух картавой, непривычной для русского уха речью и рвут наши души пошлым ерничаньем и самым изощренным враньем. При этом, как продавщица пива, не доливая в бокал, думает, что это видно только ей, так и они, вещая ложь, думают, что это известно только им. Не заблуждайтесь, господа, прочтите лозунг:
ДОЛОЙ ПРЕСТУПНЫЙ
СИОНО-МАСОНСКИЙ РЕЖИМ,
ИСТРЕБЛЯЮЩИЙ РУССКИЙ И ДРУГИЕ НАРОДЫ РОССИИ!
Наша колонна входит под легендарную арку — из-под нее в 1917 году восставший народ бросился на Дворцовую площадь, к Зимнему... Странно, но здесь почему-то не видно милиционеров. Возможно, они есть, но переодетые. Чтобы колонна ненароком не потеснила их, не придавила к стене. Интересно: а милиция, ОМОН, спецназ — тоже демократы? Неужели они — как Чубайс?! А вот и про него, кормильца, плакат:
ОСТАНОВИМ РЫЖУЮ СМЕРТЬ:
ЧУБАЙСА — В ОЗОНОВУЮ ДЫРУ!
И чтобы уж совсем не было сомнений в своевременности подобного призыва, тут же новый, более конкретный:
ПРОФСОЮЗЫ ПОДВЕДУТ
И ШАХТЕРЫ ТОЖЕ.
БРАТЦЫ, БЕЙТЕ РЫЖЕГО
ПО ВАУЧЕРНОЙ РОЖЕ!
Уже не просто призыв. Уже высокий, чисто питерский “штиль”. Ведь этот рыжий — наш, ленинградский. Здесь он рос, бегал в школу в пионерском галстуке, учился в институте. И даже стал кандидатом. Ах, этот кандидат! Его бы, по его данным, под микроскопом рассматривать, а он, гляди, благодаря таким же кандидатам стал одним из главарей огромного государства. С экранов телевизоров не сходит. И не думает, простак, что чем больше такие, как он, витийствуют и шкодничают на телеэкране, тем гуще после их смерти на их могилах вырастают лопухи и крапива. А пока что он — демократ, реформатор, приватизатор, ваучеризатор... Заметьте: ни одного русского народного существительного — какой-то жаргон, да и только. И лозунг в колонне об этом же:
ДЕМОКРАТЫ — ЭТО ВОЙНА
С НАРОДОМ!
_____Точные слова. Лучше не скажешь.
_____Наша колонна впадает, вливается в многотысячный человеческий поток на площади.

27.03. 15 часов. На небольшой, покрытой красным кумачом трибуне у Зимнего — первый оратор. Говорит о преступниках, не выплачивающих народу зарплату. Не понимает, милый, что преступник и зарплата — две вещи несовместные. Из рук преступника взять не то что зарплату, но даже икону — противно. Они, преступники, превратили великий, гордый народ в просителей, в нищих. Мы — нация попрошаек как на отдельно-человеческом, так и на общегосударственном уровне. Рабочие просят. Учителя просят. Врачи просят. Студенты просят. Ученые просят. Россия просит. Надеются, что дадут. Не надейтесь. Читайте лозунг и разделяйте уверенность с его авторами:
СДЕЛАЛ ЕЛЬЦИН И ЧУБАЙС
ВСЮ РОССИЮ ПАДШЕЙ,
ЗАВТРА, БЕСЫ, МЫ ВСЕХ ВАС
ВЫТОЛКАЕМ ВЗАШЕЙ!
_____Это уже не просто слова, а готовность к праведному, хотя и сильно припозднившемуся, поступку.
_____На площади — море людей. Красные транспаранты. Красные флаги. Госдума удалила (жаль, что лишь на время) из зала своих заседаний корреспондентов ОРТ, НТВ и других фальсификаторов. Кажется, что при таком изобилии красного цвета они не появятся и здесь — что им тут делать? Все равно не покажут. Или выхватят из многих лиц одно-два пожилых, глубоко несчастных, оскорбленных нищенской жизнью лиц, и станут глумиться, зубоскалить: дескать, вот кто требует для себя хотя бы сносного существования.
_____Нет, господа случайные, здесь вам не место. Меняйтесь, камуфлируйте — вам это несложно. Тогда приходите.
_____...И вдруг многоголосый взрыв на Дворцовой — крики протеста, свист, шум. Оказывается, слово предоставили губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву. Он говорит темпераментно, с напором. Кажется, кого-то поддерживает, кого-то обличает. Но гул собравшихся лишь усиливается. Не разобрать, что говорит глава города, пока голос его не пропадает. Лично мне жаль, что губернатору Санкт-Петербурга не дали договорить. Лично я надеюсь, что Владимир Яковлев, преодолев синдром демократа Собчака, встанет на путь социальных преобразований в нашем великом, великонесчастном городе. Кажется, именно об этом он и хотел держать речь.
Ведущий называет новое имя. А мы читаем очередной лозунг:
ЯКОВЛЕВ, ЗАПУСКАЙ ЗАВОДЫ,
А НЕ РУКУ В КАРМАН ГОРОЖАН!
_____И снова — взрыв людских чувств. На этот раз веселый, одушевленный: слово взял первый секретарь Ленинградского обкома КПРФ, депутат Государственной думы Юрий Белов. Говорит, как всегда, хорошо. Со знанием обстановки в городе и в стране. С тревогой и болью за судьбу народа и Отечества.
Чуть левее от нас, не особенно красиво, но выразительно начертано:
РОССИЯ. ТРУД.
НАРОДОВЛАСТИЕ. СОЦИАЛИЗМ. Сегодня питерцы подготовились к митингу, как никогда. Кажется, ничего не упустили. А на площадь выходят новые колонны. И несут свежие лозунги:
ЕЛЬЦИН И ЕЛЬЦИНСКАЯ СВОРА —
ВРАГИ НАРОДА, НАРОДНЫЕ ВОРЫ! Впереди сильный порыв ветра разворачивает большой белый щит. На нем черные слова:
ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЕЗИДЕНТА! На память приходит вчерашний семинар в Доме ученых. С удовлетворением думаю о том, что непровозглашенную вчера экономистами и философами концепцию противостояния бесам сегодня провозгласил народ!

27.03. 16 часов.
_____Лютый холод. Мороз и ветер. Сегодня, будто специально, сама природа подчеркнула весь неуют и жестокость нашей жизни. Колючий снег сечет лица ленинградцев-петербуржцев. Так хочется сказать им что-то хорошее, теплое — от всей души. Жаль, что мы, писатели, не приготовили своего лозунга. Этим лозунгом сегодня могли бы стать вдохновенные, полные высокого смысла и значения слова Александра Сергеевича Пушкина:
_____
_____ТОВАРИЩ, ВЕРЬ: ВЗОЙДЕТ ОНА,
_____ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ,
_____РОССИЯ ВСПРЯНЕТ ОТО СНА,
_____И НА ОБЛОМКАХ САМОВЛАСТЬЯ
_____НАПИШУТ НАШИ ИМЕНА!
* * *
_____По официальным данным ГУВД Санкт-Петербурга, 27 марта 1997 года в митинге на Дворцовой площади приняли участие 110 тысяч человек. По неофициальным — около 150 тысяч.
_____Это для истории...
_____
1.0x