Авторский блог Редакция Завтра 03:00 1 апреля 1997

СТУДИЯ "КРАХ"

<br />
СТУДИЯ "КРАХ"
Author:
13(174)
Date: 1-04-97
_____
_____Автор этой заметки Георгий МЕЛЬНИК много лет проработал режиссером на студии “Центрнаучфильм”. Большинство его фильмов посвящены теме обороны государства. Уникальная лента “Противоатомная зажита населения”, созданная Георгием Акимовичем, ни один раз демонстрировалась по советскому телевидению и была тиражирована в количестве более 5 000 копий. Известно, что этот фильм внимательно изучали в Пентагоне — американские военные формировали представление об организационных и оборонных ресурсах Страны Советов.
_____
_____Это было уже после окончания Великой Отечественной войны. В старую киностудию “Техфильм” — Лесная, 27 — прибыл Маршал Советского Союза Жуков и предсовнаркома Булганин. Они внимательно, не спеша осмотрели студию.
_____Это была маленькая, дряхленькая студия, где еще давным-давно снимались первые русские кинозвезды, в том числе Вера Холодная...
_____— В таком здании, — говорил Жуков, — я постеснялся бы разместить и батальон солдат. Однако в этой дряхленькой клетушке запросто вы делаете дела, которые и американскому Голливуду не под силу. Вы создали сотни учебных и научных фильмов для обучения воинов — не только солдат, офицеров, но и нас — больших генералов!
_____Маршал глянул на коренастого, ясноглазого директора “Центрнаучфильма” Михаила Васильевича Тихонова.
_____— Да разве можно такой коллектив держать в застарелой клетушке? Надо немедля построить в Москве новое здание для “Центрнаучфильма”.
_____— Рад бы, Георгий Константинович! А только на какие шиши... Простите... средства?
_____— Но ведь человек, у которого все “шиши” нашей державы, стоит перед вами — сам глава правительства предсовнаркома Булганин, — и Маршал, улыбаясь, подмигнул “главе”.
_____— Сегодня же, даже сейчас, — серьезно сказал Булганин, — вы, Михаил Васильевич, составьте короткое ходатайство на имя главы правительства и передайте его мне лично.
_____— Спасибо! — засиял директор. — Ведь когда я узнал от вашем прибытии в “Центрнаучфильм”, то сразу же, на всякий случай, заготовил такое прошение. И Михаил Васильевич вручил документ в руки главе правительства СССР.
_____— Силой самого современного оружия могучему мировому капиталу не удалось поставить на колени Союз Советских Социалистических Республик, — задумчиво сказал Георгий Константинович. — Однако богатеи с этим не примирятся. Возможно, через три-четыре десятилетия будущие гитлеры, прежде чем начать большую войну против Советской России, постараются в первую очередь уничтожить советское кино, театр, музеи, библиотеки, советскую и всю русскую литературу; не только Шолохова, Твардовского, Есенина, но и Достоевского, Пушкина, Гоголя, храмы Православной церкви...
_____Маршал помолчал.
_____— Об этом говорил мне Сталин... Он хорошо понимал, что советские войны сильны не только своим современным оружием, но и моральных духом, мужеством, дисциплиной, патриотичеким чувством. Эти качества с малых лет воспитывали в них и литература, и школа, и радио, и особенно художественные фильмы...
_____Жуков еще не знал, что Союз Советских Социалистических Республик разрушат подлее подлости — при помощи вражеских, изощренных в пакостях — телевидения, видеокассет, радио и чужих, гадко пахнущих, разлагающих все живое фильмов.
_____
_____Так, при помощи Маршала Жукова и при участии главы Советского правительства Булганина в районе Химки-Ховрино было построено здание студии “Центрнаучфильм”, оснащенное самой по тому времени современной аппаратурой. Другой такой студии, как “Центрнаучфильм”, в мире не существовало. Эта суперкорпорация способна была выпускать до тысячи великолепных научно-популярных, научных, учебных фильмов в год. В этих павильонах, в цехах, лабораториях, в студийном зоопарке проводились все виды сложнейших киносъемок: комбинированные, мультипликационные, цейтраферные, рапидные — ускоренные, замедленные, микро- и макрокосмосные — снимали звезды, а также бездонные глубины вещества.
_____В Московской студии “Центрнаучфильм” вырос своеобразный высокообразованный коллектив киномастеров: кинорежиссеров, драматургов, операторов, художников, которые снимали для сельского хозяйства, образования, институтов, здравоохранения, всех видов промышленности и оборонных целей. Неудивительно, что некоторые постановщики научных фильмов нередко оказывались образованнее и проницательнее своих именитых консультантов. Созданная ими научно-популярная, учебная кинематография стала ведущей в мире.
_____Долгое время, многие десятки лет руководство (МАНК) — Международной ассоциацией научной, учебной, научно-поупулярной кинематографии — возглавлял талантливейший советский режиссер Александр Згуриди. Напомню названия некоторых его фильмов: “В глубинах моря”, “Сила жизни”, “Черная гора”...
_____Все это было... Коллектив студии “Центрнаучфильм” обогащается кадрами. Режиссер Долин (юношеский киножурнал “Хочу все знать”), К. Когтев и А. Петрова (киножурнал “Наука и техника”), режиссеры Л. Антонов, В. Астафьев и кинодраматург Н. Кемарский (киножурнал “Сельское хозяйство”), режиссеры А. Усольцев и Ю. Закревский (киножурнал “На стальных магистралях”). Кроме короткометражных фильмов, здесь впервые в мире рождались познавательные киносериалы “Автодор”, “Автомобильный курс”, “Тракторный курс”, которые стали необходимыми пособиями для массовой подготовки водителей тракторов, танков, плавающих танков, наземных и плавающих бронетранспортеров, всех грузовых и легковых автомашин.
_____Деятельность “Центрнаучфильма” неразрывно связывалась с эффективной боевой подготовкой воинов нашей армии.
_____Талантливейший киномастер — режиссер Дмитрий Александрович Боголепов с коллективом бесстрашных кинооператоров создали уникальный сериал о первых в мире космонавтах — Юрии Гагарине, Германе Титове, Валентине Терешковой. Также о советском луноходе, спущенном на поверхность Луны, о поверхности с обратной стороны Луны, о запуске спутников-автоматов на Марс и Венеру.
_____Сегодня от студии “Центрнаучфильм” сохранились жалкие остатки.
_____Вместо 100 фильмов в год, “Центрнаучфильм” теперь с трудом одолевает выпуск 20-25. Ныне большая часть специалистов — режиссеров, кинооператоров, кинодраматургов, художников-мультипликаторов — уже никому не нужно. Ведь все они были неразрывно связаны с наукой и армией страны.
_____Горько думать о том, что ты больше никому не нужен.
_____Эта горькая мысль одолевает меня, когда я вхожу в родную студию. Некогда оживленные, наполненные деловыми кинематографистами коридоры, павильоны, холлы и цеха, студии — теперь пусты и мертвы. Редко встретишь здесь знакомого спеца среди жидкой толпы подозрительных нуворишей-”спонсоров” с карманами, наполненными грязными деньгами.
_____Большинство киномастеров живут впроголодь, особенно молодые, окончившие ВГИК. Денег нет и на саму науку, а на фильмы, связанные с наукой, и подавно. Для большинства мастеров работы нет. Опытнейшие таланты, отдавшие всю сознательную жизнь “Центрнаучфильму”, при этом режиме не живут, а горько прозябают.
_____Отчаянный Махмуд Рафиков — оператор, который снимал приземление первого космонавта мира, оператор, который по заданию Игоря Курчатова снимал с самолета взрыв первого устройства водородной бомбы — ныне бедствует. Летчик, пикировавший на страшный взрыв, справедливо получил за смертельно опасный маневр звание Героя Советского Союза, а оператор Рафиков получил только преждевременную лысину... Теперь оператор Махмуд Рафиков живет на свои жалкие 350 тысяч рублей.
_____Такое ныне случилось со всеми, кто отдал всю свою жизнь служению общему дому. А таких на моей студии было большинство.
1.0x