Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 10 марта 1997

ВЕЧНОЕ, ПРОШЛОЕ?..

<br>
ВЕЧНОЕ, ПРОШЛОЕ?..
Author:
10 (171)
Date: 11–03–97
_____
_____Наша газета незаметно втянулась в спор о судьбе реализма в современном искусстве. Что такое реализм в условиях усиления хаоса: хаоса рынка, хаоса демократии, хаоса постмодернизма? Разногласия даже между “своими” по этому вопросу очень глубоки и труднопреодолимы.
_____Заметка под рубрикой “ТАК! ”, опубликованная в 51-м номере газеты за 1996 год, содержала ряд упреков по адресу современных “реалистов”, которые “хмуро бредут за образами прошлого… и не видят в настоящем ни нравственного выбора, ни права на какую-нибудь эстетику”. Автор заметки ТИТ удивлялся, например, что такие художники в массе своей предельно далеки от сегодняшней социальной проблематики, а для некоторых из них невыносим даже “вид стальных опор линий электропередач”, и они предпочитают рисовать надуманные пейзажи (“лубяные избы” с “золотыми маковками”), не желая замечать трагедии, случившейся с Россией.
_____Московские художники из объединения “Великороссы”, посчитав эти упреки несправедливыми, а сам подход к проблеме реализма в корне неверным, пришли в редакцию, где и состоялась встреча, которую мы воспринимаем как начальную в ряду будущих семинаров, посвященных указанной проблеме.
_____Итак, краткий отчет о первом семинаре по проблеме современного реализма. Высказываются наши гости: заслуженный художник России, профессор Вячеслав ЗАБЕЛИН, его ученики: Сергей ГУСЕВ, Михаил ЖИЛЕНКОВ, Александр ТЕЛИН, Константин ШЕВАЛЬЕ. В семинаре также принял участие культуролог Владимир ВИННИКОВ.
_____Начался разговор достаточно традиционно: слово предоставили старшему.
Вячеслав ЗАБЕЛИН. Писатели никогда не понимали художников. Сути художественного ремесла не понимали. В творчестве писателя ремесло, школа занимают гораздо меньшее место, чем у художника. Ни Толстой, ни Тургенев писать специально не учились, а у художников уже с XVIII века почти все определяло ремесло. Причем художники всегда чувствовали тонкости литературы, многие из них сами писали прозу. Коровин, например, гениальный писатель!
_____Вот Гоголь был близким другом величайшего нашего художника Иванова, даже написал большую статью об Иванове, и уж такие хвалы ему возносил! Но в самом конце все убил своей фразой о том, что вот если бы Иванову Бог дал еще и такой дар колориста, как Брюллову, то было бы совсем хорошо. Это писалось об Иванове, который на пятьдесят лет обогнал свое время, который импрессионистов предвосхитил! С точки зрения художника, это — ляпсус…
_____Наша школа занимается традиционной реалистической живописью, и Глазунов тут ни при чем. Что до реализма, то реализм, на мой взгляд, — все немертворожденное. Импрессионизм — вот высшая точка реализма! Именно импрессионисты открыли пленэр, а после них уже начался спад. В наше время сохранить мастерство, школу — это главная задача.
_____Предъявляя счет художникам, следует помнить, какие сейчас времена. Молодежь просто растоптали. У нее стоит проблема физического выживания. Ребята вынуждены на что-то жить, поэтому делают пейзажи, натюрморты, для которых хватает двух-трех сеансов. А чтобы написать картину про дьявольщину на Васильевском спуске — годы работы нужны. Картина такая себя просто не окупит.
_____После выступление мэтра в беседу активно включились ученики.
_____
Михаил ЖИЛЕНКОВ. Раньше у меценатов был высокий уровень культуры, уровень понимания искусства… В искусстве постоянно идет отбор. Остается что-то вечное: облака, солнце, небо. Истинные ценности и сто лет, и тысячу лет будут актуальны. А линии электропередач, которые мы не хотим замечать, — это не Россия. Церкви — да! Это — вечный символ нашей Родины.
_____Сергей ГУСЕВ. Зачем отражать безобразное? Я стараюсь писать то, что люблю… Если не нахожу этого в городе — уезжаю в деревню. Я живу в своем мире и того, что мне не нравится — не замечаю. В этом смысле мы вносим свою малую лепту в сохранение красоты.
_____Константин ШЕВАЛЬЕ. Художнику приходится выбирать: или колорит, или рисунок, или идеологическую концепцию. Стало удобным разделять искусство на функции. Существует целая армия художников по костюмам, по сцене и так далее… Художнику сегодня проще чувствовать себя частью чего-то, а не синтезировать самому нечто целое. Ему удобней быть маленьким винтиком большой машины.
_____Александр ТЕЛИН. Миссия художника — отображать вечные, духовные ценности. Искусство — это то, к чему надо стремиться. В этом его отличие от журналистики, от политики. Красота отображается иным языком. Сказано было: “Отойди ото зла —совершишь благо”. Христос имел право изгонять торгующих из храма. Мы — нет…
_____Михаил ЖИЛЕНКОВ. Сознание отстает от происходящих событий на поколение-два. Только потом можно понять, что именно происходит, а не сейчас…
_____Владимир ВИННИКОВ. Внутри эстетической деятельности следует различать искусство и дизайн. В искусстве существует система оценки феноменов действительности через категории эстетики, а в дизайне — лишь одна-единственная парная категория: прекрасного-безобразного. Прочего как бы нет… Поэтому в дизайне нет движения образа, которое есть в искусстве. Как пример движения образа назову Квазимодо в “Соборе Парижской богоматери” Гюго, где безобразное становится возвышенным, и Дориана Грея у Уайльда, где прекрасное оказывается низменным. Насколько живописец подходит к жизни с заранее готовой эстетической меркой, настолько он превращается в дизайнера. А в дизайне — свои законы, свои пути их исполнения, во многом основанные на физиологии восприятия. Так что современному живописцу надо определяться с профессией: или он художник — и тогда творить поперек всех общественных и подводных течений, организовываться, выбивать статус из государственных и прочих властных структур или дизайнер — и тогда работать на интерьер, получать за это деньги, а не мучить себя и других.
_____Константин ШЕВАЛЬЕ. Надо быть органичным, откровенным, искренним — тогда ненарочито, концом кисти ты всегда отобразишь эпоху. Если искусственно задаться целью отразить свое время — то из этого ничего не получится. Культура создает закольцованность жизни. При советской власти любой знал, что будет делать завтра. А сейчас разве что популярная музыка пытается задать уже свой, неестественный ритм бытия.
_____Михаил ЖИЛЕНКОВ. Когда рождается мутант — Ван Гог или Гоген — он вопросов не задает, как создать что-то новое. Он берет кисть и творит… Традиция — это аквариум, где, возможно, появится золотая рыбка.
_____
_____В заключение встречи Вячеслав Забелин подвел итог:“Главная задача в эти непростые времена — сохранить школу. Нигде больше нет такой, как в России, школы реалистического искусства, поэтому-то к нам приезжают учиться из-за границы… В нынешних условиях реалистическая школа, можно сказать, держит оборону… ”
_____
_____Таким образом, во время встречи не раз звучал тезис о пагубном влиянии на искусство рыночных отношений, диктующих художнику жесткую коньюнктуру. К сожалению, вопрос — что же такое реализм ХХI века? — этот вопрос остался без ответа. Ключевыми словами в выступлениях молодых художников были НЕТ и НЕ СЕЙЧАС.
_____И все же можно с удовлетворением констатировать: состоявшаяся беседа, безусловно, расширила поле обсуждения проблемы современного реалистического искусства.

_____
_____В организации проведения встречи участвовали президент Комитета русско-славянского искусства Международной академии информации Валентина ЖИЛЕНКОВА и обозреватель “ЗАВТРА” Андрей ФЕФЕЛОВ.

28 марта 2024
24 марта 2024
1.0x