ЧИСТЫЙ «ОБРАЗ»
Author: Г. Уличев
9(170)
Date: 04-03-97
_____
_____Только что вышел в свет восьмой номер журнала “Образ” — если вести счет от времени его появления на свет Божий в 1995 году. Одновременно, что обозначено на обложке, этот восьмой является номером первым за нынешний год.
_____Пора, наконец, сказать о журнале, который как бы существует, но как бы и не очень. Мы пишем о нем первыми, никто, кроме нас, еще не замечал — ни правые, ни левые, ни официозные, ни бульварные, — что есть теперь на Руси “Журнал писателей Православной России”. Вы скажете: мудрено заметить, если за два с четвертью года — всего восемь номеров. Да и тираж — всего три тысячи. И объем каждого номера не так уж велик — от 7 до 11 печатных листов. И никто никогда не видел, чтобы продавался он в московском метро.
_____Но, с другой стороны, в редакционном совете “Образа” такие имена, как Василий Белов, Валентин Распутин, Михаил Лобанов, Сергей Лыкошин. Совет до шестого номера возглавлял Николай Дорошенко, известный по “Московскому литератору”, теперь, кажется, опять возобновленному. Издается журнал с помощью клуба “Реалисты”.
_____Еще некоторые анкетные данные “Образа”. Главным редактором с третьего номера стал Юрий Лощиц. Его заместитель — публицист, профессор, доктор философии Эдуард Володин. Ответственный секретарь — Юрий Юшкин, известный каждому, кто по-настоящему интересуется Сергеем Есениным. В редакционный совет входит также священник Алексей Дубровский. Среди печатаемых авторов — поэты Николай Тряпкин, Юрий Кузнецов, Владимир Карпец, Вячеслав Артемов, Светлана Сырнева, Надежда Веселовская... В прозаической рубрике: дневники Михаила Пришвина, рассказы Николая Коняева, Алексея Варламова, Бориса Василевского, Александра Стрижева, повесть мало кому пока ведомого, но недюжинно даровитого Олега Слепынина из малороссийских Черкасс... Среди публицистических перьев журнала — Игорь Шафаревич, Марк Любомудров, Юрий Буданцев, Михаил Назаров, феноменальный серб Драгош Калаич, уже упоминавшиеся Лобанов, Володин, Лыкошин. Почти в каждом номере “Образа” представлена и современная церковная публицистика: архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий, священники Александр Шаргунов и Дмитрий Дудко, профессор МДА А. И. Осипов. В рубриках “История. Судьбы”, “Забытые страницы”, “Русская энциклопедия” наверняка обратят на себя внимание рассказ Бориса Коверды о том, как он совершил покушение на полпреда Войкова (участника расстрела царской семьи), целомудренная “лагерная” проза Серафима Четверухина, ошеломляющее своими выводами расследование Владимира Куковенко о национальном составе опричнины, воспоминания Анатолия Свенцицкого “Сталин и Хрущев глазами православного мирянина”, отрывок из неопубликованной книги В. М. Алексеевой-Борель о своем отце, генерале Михаиле Алексееве; биографические эссе, посвященные Михаилу Меньшикову, Юрию Селезневу, Виктору Дерягину, сербскому митрополиту Николаю Велимировичу, Лидии Жуковской, архиепископу Новгородскому Геннадию, восставшему когда-то против ереси жидовствующих...
_____Но вернемся все же к тому, с чего начато — к восьмому номеру “Образа”. Вообще, восемь — число как-то по-особому достойное. Восьмиконечен православный крест. Восьмой день — начаток новой недели, новых трудов. Восемь — это уже серьезно, основательно: что-то, значит, уже свершилось, но и самая пора подтверждать свою репутацию.
_____“Образ” — по тому, как он задуман и как осуществляется — намерен сфокусировать внимание читателя на православном содержании современной русской литературы, на тысячелетних корнях ее главной духовной традиции, идущей от “Слова о Законе и Благодати” митрополита Иллариона до “Братьев Карамазовых” Федора Достоевского, “Лета Господня” Ивана Шмелева до пророческих строк позднего Николая Тряпкина... Задача и благодарная, и чрезвычайно рискованная: ведь можно нечаянно поделить современную литературу на авторов, которые “доросли” до православия, и на тех, кто обречен пребывать во тьме кромешной. Очень трудная задача, особенно у нас, в непредсказуемой России.
_____Что же мы видим в “Образе-8”? Пожалуй, самое тут захватывающее чтение — коротенький рассказ-исповедь всем известного нашего критика из поколения ветеранов войны Александра Михайлова, возглавлявшего не в такие уж давние годы Московскую писательскую организацию. Называется очень просто: “Мой дед священник Иоанн”. Невозможно прочесть без волнения! Доктор философии Юрий Буданцев доходчиво объясняет, почему нам у себя дома “Не нужно выдумывать “русскую идею”. Священник Родион из Петербурга на основании, похоже, личного опыта со знанием дела говорит “Об изгнании бесов”. Владимир Смык, с привлечением большой экономической подноготной, рисует облик чудовища по имени “Гайдаровщина”. Геннадий Могилевцев назвал свою большую по объему и по задействованному богословскому и историческому материалу работу с некоторым вызовом — “Торжество Православия”. Эта работа, наверное, вызовет массу нареканий со стороны полчища супостатов, в ней поминаемых: от “латин” и “лютор” до современных нам масонов, экуменистов и лично Татьяны Ивановой.
_____Это, конечно, не самый сильный довод в пользу “Образа”, но нами последний номер прочитан с неослабным вниманием, вплоть до завершающего материала под рубрикой “Документ”, — имеется в виду всеми замолчанное думское выступление Виктора Илюхина о том, как же нам быть с болящим “вседержителем”.
_____“Образ”, вперед!
Г. УЛИЧЕВ
1.0x