Умер Андрей Донатович Синявский, крупнейший филолог, писатель, демократ.
Свое право на истину он заслужил всем жизненным поведением.
Он не считал себя политиком или борцом, но когда высказываешь свои взгляды, не оглядываясь на власти, ты поневоле оказываешься в центре политики, как было с Андреем Донатовичем в 1966 году во время знаменитого судебного процесса, как было в 1993 году, когда один из лидеров русской эмиграции, известный диссидент Андрей Синявский резко осудил расстрел Дома Советов.
Мы не один раз резко спорили с ним и дома, и в редакции газеты “Завтра”, нас разделяло многое, но было главное, что объединяло — любовь к русской литературе, любовь к Родине.
Он был настоящим демократом, человеком широких взглядов, и когда он шел к нам в редакцию газеты “День”, а потом “Завтра”, он не боялся осуждения псевдолиберальной лакейской элиты.
История запомнит тот факт, что практически все лидеры русской эмиграции, виднейшие диссиденты оказались в бескомпромиссной оппозиции к ельцинскому режиму.
Не случайно к нам в редакцию пришли один за другим Владимир Максимов, Андрей Синявский, Абдурахман Авторханов, Зинаида Шаховская, Александр Зиновьев.
Боль за Россию объединяла непримиримых оппонентов.
Недавно ушел из жизни блестящий писатель, наш друг Владимир Максимов.
И вот — новая утрата.
Андрей Донатович был настоящим художником, актером, поэтом.
Он любил игру, импровизацию, мистификации, но его художественное простодушие никогда не уводило его от жизни народа.
Он легко сходился с зэками в мордовском лагере и со студентами в Сорбонне, он любил дружеские пирушки и до конца жизни не прочь был тайком от Марии Васильевны выпить рюмочку чистой русской водки. Он не признавал эстетства и элитарности, он всегда был прост в обращении.
Но и мнения своего не менял ни под каким давлением.
Вряд ли он полагал, что будет отвергнут демократической элитой за критику ельцинского режима так же, как был отвергнут партийной советской элитой. Его очерки “Интеллигенция и власть”, его совместное письмо с Владимиром Максимовым и Петром Едигесом были оболганы демпрессой. В то время, когда “демократические мародеры” типа Окуджавы требовали народной крови, орали “раздавите гадину”, русский интеллигент Андрей Синявский писал, что “для народа, что Горбачев, что Ельцин — одна сатана, одно разорение”. Он практически поддержал Зюганова на президентских выборах, заявив, что лучше нынешние коммунисты, чем кровавые диктаторы и разорители народа.
“Сегодня происходит самое для меня ужасное: мои старые враги начинают говорить правду, а родное мне племя русских интеллигентов… опять приветствует все начинания вождя и опять призывает к жестоким мерам”.
Он любил свободное искусство, игру и филологию, но, как признавался Синявский в совместном письме-протесте: “в жизни каждого человека есть ценности, которые ему дороже самого себя, своих бессонных ночей, смертельных обид и отчаяний. Ценности эти — Родина и Свобода”.
Нам будет не хватать Андрея Донатовича Синявского и его мудрых слов и поступков. Нам будет не хватать его литературной игры, его веселой, свободной улыбки.
Я знал, что он болен, передавал ему приветы, свежие номера газеты “Завтра”, надеялся на новые встречи…
Остаются лишь встречи с его словом, с его книгами.
Редакция и читатели газеты “Завтра” выражают свое соболезнование в связи с кончиной автора газеты, выдающегося русского писателя Андрея Донатовича Синявского.
Мир праху его!