ЗУРАБЧИК И МАРАТИК
Author: Андрей Фефелов
8 (169)
Date: 25–02–97
_____
_____Плотный, улыбчивый Марат Гельман таинственно поводит в разные стороны коралловыми ушами, прозрачными в свете софитов. Ныне он декорирован двумя субтильными юнцами, кои представлены как неформальные лидеры страшно консолидированного московского студенчества. Все это называется — “инициативная группа по проведению городского референдума о дальнейшей судьбе памятников Церетели в Москве”.
_____Гельман, развалившись на стуле, ненавязчиво разъясняет журналистам: “Референдум — единственный способ спасти Москву от Церетели”
_____“Общественная инициатива, общественная поддержка, общество само выберет… ” Все эти слова заиграли бы, как алмазы, если бы речь шла не о Зурабе Церетели, если бы произносил их не Марат Гельман, а все дело происходило бы не в погрязшей в коррупции и клановой борьбе лужковской Москве. Ныне эти слова представляются лишь жухлой кожурой, прикрывающей сочную и занимательную властную интригу…
_____Арт-дилер, галерист Марат Гельман — примечательный персонаж нашего времени. Уроженец Кишинева, сын пламенного коммуниста-драматурга Александра Гельмана, он в последнее время активно функционирует в политическом пространстве, играя роль нового “Азефа от культуры”. В 1995 году, подобно “двойному агенту”, Гельман, тайно разрабатывая предвыборную агитация для КРО, публично разглагольствует об опасности установления в России правой диктатуры… Летом 1996 года выступает в качестве своеобразного связника между частью финансового истеблишмента и некоторыми идеологами оппозиции. Российские электронные СМИ сообщали даже о неком контракте, заключенном между Гельманом и Чубайсом. Согласно этим источникам, Гельман получил крупную сумму денег из рук Чубайса в качестве вознаграждения за серию спецакций, направленных на подрыв оппозиционного блока и затягивание оппозиционных лидеров в сомнительный компромисс с финансовыми олигархами. Если все вышеперечисленные сведения истинны, то не остается сомнений в том, что развернутая Гельманом кампания против Церетели представляет из себя очередной социальный заказ. Но кому и зачем понабилось громить Церетели?
_____Художник и скульптор Зураб Церетели — фигура заметная на столичном горизонте еще с 70-х годов. Друг Иосифа Кобзона и человек дружный с партийными боссами времен застоя, Церетели являлся организатором некоего, быть может, теневого производства в Грузии, что обеспечило ему к началу буржуазной революции немалый стартовый капитал.
_____Связь, в том числе родственная, с представителями именно московской элиты (дочь Церетели замужем за сыном бывшего главного архитектора Москвы Михаила Посохина), эта связь оформилась в конце концов в трогательный дружественный союз с Лужковым. Все архитектурные суперпроекты Москвы последних лет так или иначе связаны с именем Зураба Церетели.
_____В свете изложенного, демарш Гельмана и некоторых информационных корпораций (издательский дом “Коммерсантъ”) вряд ли можно объяснить стилистическими разногласиями и разницей эстетических подходов к проблеме обустройства города. Мощный накат на Церетели открывает зримую перспективу политического удара по московской группе во главе с Лужковым.
_____Люди далекие от актуальной политики, но внимательно следящие за деятельностью Гельмана, утверждают, что он и его группа действуют на сакральном уровне. Публичное принесение в жертву свиньи в галерее “Риджина”, языческие камлание в гроте Александровского сада — вот перечень мероприятий, в которых принимала участие группа Гельмана.
_____Торжественный демонтаж гигантского памятника Петру Первому, установленного на стрелке Москва-реки, быть может, станет еще одним ритуальным перфомансом Гельмана, восседающего на обломках российской государственности.
_____
Андрей ФЕФЕЛОВ
1.0x